Психологические обрдзы имен В современных исследованиях

Из описаний П. Флоренского различных имен следует, что у имени есть внешность, ум, страсти, волевые качества, индивидуальные отношения к окру­жающему миру, определенный жизненный стиль. По сути, философ создает психографию имени и убедительно доказывает, что имя, как и другие социо­культурные факторы, обусловливает жизненный путь человека, его психоло­гический портрет [3].

В определенное время, как отмечают социологи, в обществе заметно возра­стает процентное соотношение какого-либо имени, иными словами, то или иное

Имя становится модным. "Каков бы ни был механизм этого возрастания, — пишет П. Флоренский, — самый факт его несомненно указывает на насыщен­ность данного имени, по крайней мере на данное время, значительным по при­знанию общества этого времени содержанием. С таким именем распространя­ется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций". Человек, называя свою дочь или своего сына определенным именем, как правило, убеж­ден в том, что оно принесет ребенку особые возможности, качества, чувства именно в данную эпоху [3].

В настоящее время выбор имени в меньшей степени зависит от социаль­но-нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведе­ния лежит личное отношение к носителю того или иного имени. И несмотря на то что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась ндея: ориентироваться в ситуации выбора имени на "жития" конкретных лю­дей. Современный человек может и не фиксировать свое внимание на имени как специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевид­но, что он ждет, пусть не всегда осознанно, появления у другого черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность.

Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено исследование психолога В. Лабунской [3]. В нем приняли участие различные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования предлагалось: "Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от приятеля, в которой он вам пишет: "Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с… (называется имя)". Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя". Следует сказать, что выполнение задания не вызывало у участников ис­следования каких-либо трудностей, несмотря на то что большинство из них никогда ранее сознательно не занимались конструированием психологическо­го образа человека на основе его имени. Этот факт еще раз подтверждает, чт» в обыденном сознании имя человека ассоциируется с определенными психо­логическими особенностями его носителя, что оно является знаком, символом, способом объективизации психологического мира личности.

Участникам исследования предлагались имена из частотного словаря имен — мужские — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСЕЙ, ВЛАДИМИР, ДМИТРИЙ, МИХАИЛ СЕРГЕЙ; женские — АННА, ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ЕКАТЕРИНА, НАТАЛЬЯ, ВЕРА Психологические портреты перечисленных имен анализировались в несколь­ких направлениях: внешность, экспрессия, черты характера носителя опреде­ленного имени, его отношение к себе и людям, особенности интеллектуально — волевой сферы, виды эмоционального реагирования, оценочные суждения.

В результате обработки полученных данных оказалось, что почти каждое имя имеет несколько психологических портретов. Так, большинство участников исследования имени Алексей приписывали следующие черты: "мягкий, доб­рый, правильный, приятный (оценка внешности)". Разновидности психологи­ческого образа имени Алексей таковы: "веселый, жизнерадостный, открытый" и "тихий, чувствительный, неудачник, покладистый, неуверенный". Оказывает­ся, что человек с именем Алексей может быть и сильным, и слабым, и общи­тельным, и замкнутым.

Имя Александр в силу того, что многие участники исследования "лепили" его психологический образ исходя из деяний великих людей, носивших это имя, наделялось одними и теми же чертами: "умный, самолюбивый, волевой, целе­устремленный, агрессивный, сильный, величественный, высокий, стройный, свет­лый (оценка внешности)". В соответствии с тем же обстоятельством были едины участники исследования в психологической трактовке имени Владимир: "властный, умный, хитрый» общительный, твердый, спокойный, себялюбивый, сильный, хвастливый; внушительный, темный (оценка внешности)".

Психологический образ имени Дмитрий содержит противоречивые черты, говорящие о некоторой двойственности натуры: "внутренне угрюм — внеш­не весел", "неординарный — посредственный"; "спокойный — агрессивный"; "несерьезный и в то же время может быть практичным и глубоко проникать в смысл жизни". Дмитрий "любим и уважаем, привлекает внимание" и вместе с тем "отталкивает, вызывает чувство недоверия".

По мнению участников исследования, человек с именем Сергей должен быть "самостоятельным, гордым, практичным, гибким, рациональным, эмоциональным, легко ранимым, противоречивым, общительным, веселым, любить удовольствия, иметь привлекательную внешность".

Многие участники исследования признавались, что когда они слышат имя Михаил, перед ними возникает образ медведя. Видимо, такого рода ассоциации повлияли на психологическое содержание образа имени Михаил: "толстый, неуклюжий, здоровый, темный (коричневый), консерватор, работящий, целена­правленный, добрый, спокойный, простой".

Психологические портреты женских имен, как правило, включают подроб­ное описание внешности (лицо, цвет глаз, волос и т. д.). Анна — "красивая, внушительная, темноволосая, с небольшими глазами". Она "женственная, доб­рая, таинственная". Другой "портрет" Анны — "взбалмошная, увлекающаяся, легкомысленная, энергичная, не придерживающаяся каких-либо норм". Третий "портрет" Анны — "властная, независимая, неприступная, холодная, жестокая, серьезная, гордая". В этих психологических портретах имени Анна представле­ны достаточно распространенные типы женской натуры.

Имя Екатерина. Женщина с таким именем, по мнению большинства участни­ков исследования, должна быть "привлекательной, высокой, дородной", иметь "крупные черты лица". Она "царственная и величавая (вндимо, по аналогии с царствовавшими особами), властная, сильная, целеустремленная, жестокая, суро­вая". Противоположный по психологическому содержанию "портрет" Екате­рины имеет следующие черты: "маленькая, простая, хозяйственная, теплая, се­рая, посредственная".

У имени Ольга также несколько психологических портретов. Первый, са­мый распространенный: "светлая, стройная, высокая, привлекательная, здоровая". Она "рассудительная и умная, стремится к семейному счастью, комфорту, зага­дочная, несамокритичная, чувствительная и эмоциональная". Противоположный первому такой "портрет": "властная, волевая, угрожающая, с элементами муж­ского стиля поведения". Между этими двумя "портретами" располагается тре­тий: "скромная, кроткая, простая, бесцельная". Три психологических портрета имени Ольга — три типа женщин, отличающихся способом реагирования на внешний мир, своей "Я"-концепцией.

Имени Елена, как и следовало ожидать, приписываются следующие каче­ства: "красивая, яркая, броская, женственная, сексуальная". Елена "изменчивая, противоречивая", имеет "высокое самомнение", "себялюбива и эгоистична". Женщина, носящая имя Елена, должна быть также "увлекающейся, общитель­ной, отзывчивой и чувственной". Короче говоря, соответствовать сложивше­муся идеалу женственности.

Женщина по имени Наталья, по мнению участников исследования, обладает "практичностью". Она "энергичная, умеет ставить цели и добивается их, как правило, находит свое счастье". "Другая" Наталья "добрая, мягкая, нежная, при­ятная, плавная, нравится мужчинам"; "третья" Наталья "вспыльчивая, ей труд­но общаться", она "несчастная, ущербная, глупая". И опять три психологичес­ких портрета, в которых представлены три типа поведения, отношения, общения с окружающим миром.

Имя Вера несмотря на очевидное социокультурное значение также имеет три психологических портрета. Вера "легкая, светлая, целенаправленная, последова­тельная, сдержанная, терпеливая, надежная, трудолюбивая". "Другая" Вера "пол­ная, теплая, круглая, домашняя, простая, неглупая и практичная", "третья" — "хо­лодная, худая, гордая, твердая, интеллигентная, умная".

Таким образом, имя человека наделяется достаточно отрефлексированными психологическими чертами. Если их обобщить и представить в виде двухпо­люсной шкалы (со знаками "+" и "-"), то как мужские, так и женские имена в соответствии с их психологическими портретами в равной степени могут быть отнесены и к одному, и к другому полюсу. Каждое имя имеет "портрет" со знаком "+" (добрый, умный, уравновешенный, целеустремленный, общитель­ный и т. д.) и противоположный со знаком "-" (злой, глупый, вспыльчивый, бесцельный, замкнутый). Каждая из названных черт символизирует либо нрав­ственное начало человека (добрый — злой), либо его интеллектуальный по­тенциал (умный — глупый), либо указывает на его эмоциональную стабиль­ность—нестабильность (уравновешенный — вспыльчивый), либо говорит о свойствах воли (целеустремленный — нецелеустремленный), либо подчерки­вает степень общительности (общительный — замкнутый). За счет разнообра­зия психологических черт, входящих в различные структуры личности, возни­кает целостное представление, включающее наиболее ценные для совместной жизнедеятельности свойства, качества, отношения. В этой связи имя выбира­ется не столько потому, что за одними закреплены черты со знаком "+", а за другими — со знаком сколько в соответствии с тем социально-психоло­гическим стереотипом имени, который подтверждается опытом взаимодействия с его носителем или в соответствии с художественными прототипами и бытовыми ассоциациями (Михаил — медведь, Елена — прекрасная и т. д.). Имя будет влиять на личность и судьбу человека не столько в связи со зву­чанием, сколько в связи с его конкретным психологическим содержанием, типичным для той или иной социальной среды. И если для определенной суб­культуры, например, психологические черты имени Елена являются незначи­мыми, то можно ожидать распространения других имен, за которыми закрепле­ны ценные для этой общности черты. При этом многое зависит от того, какой психологический образ имени актуален и распространен. Он в сконцентриро­ванном виде представляет собой приемлемый и ценный для субкультуры тип личности [3].

Так, проведенное исследование английского терапевта Т. Уэстона показало, что пациенты со странными именами чаще других страдают психическими расстройствами, а люди, чьи имена начинаются с букв последней трети алфа­вита, в 4 раза больше остальных подвержены сердечно-сосудистым заболева­ниям. Психологи в США отмечают, что американские парни по имени Роки и Чак чаще других становятся боксерами и футболистами, а женщины по имени Сьюзен — самые желанные невесты [4].

. … v. ‘ . • •

Г,’/ *\Ь <*■% 1 і1 { J ‘.л < •

<> Г >’«¥" > ‘-. і <\*М<

Updated: 31.08.2012 — 13:55