Как было показано выше, взаимосвязь между биологией и культурой сложна и многопланова. Для предупреждения заболеваний важно исследовать факторы, влияющие на причинно-следственную взаимосвязь культуры и биологии. Выявив их, мы сможем использовать те культурные переменные, которые способствуют нейтрализации или предупреждению психопатологии. С точки зрения лечения насущной потребностью является идентификация культурных переменных, способных влиять на эффективность применения психотропных средств. Различный уровень эффективности медикаментозного лечения в разных культурах делает взаимосвязь культуры и биологии еще более сложной. Лин и Шеи (Lin & Shen, 1991) утверждают, что фармакокинетические и фармакодинамические свойства различных психотропных лекарственных средств могут отличаться при лечении больных азиатского и неазиатского происхождения, что ведет к различиям в дозировке и побочных эффектах.
Даже у групп азиатского населения, принадлежащих к разным культурам, имеется ряд важных общих характеристик, которые порой оказывают существенное влияние на результаты применения лекарственных средств. Например, Кларк, Брейтер и Джонсон (Clark, Brater & Johnson, 1988) обнаружили, что устойчивость пищевых режимов азиатских народов может оказывать влияние на скорость метаболизма отдельных лекарственных средств. Но, несмотря на такое сходство, среди
Представителей разных азиатских культур наблюдается и определенная неоднородность. Примером таких различий является распределение «медленной» аце-тальдегиддегидрогеназы, особого фермента, который вызывает заметный прилив крови к лицу после приема внутрь небольшого количества этилового спирта. Этот фермент обнаружен почти у 50% китайцев, японцев и вьетнамцев, и при этом он найден лишь у одной трети корейцев. Кроме того, прилив крови к лицу относительно слабее выражен у малайцев и танцев. В этих группах населения распределение ацетальдегиддегидрогеназы практически соответствует уровню данного фермента у представителей белой расы (Lin & Shen, 1991).
Различия между лицами азиатского и неазиатского происхождения имеют большое значение для лечения. Например, ингибиторы моноамипоксидазы зарекомендовали себя как эффективное средство лечения «атипичной депрессии» и панических расстройств. Кроме того, они являются эффективным средством контроля некоторых симптомов посттравматического стрессового расстройства. Однако ингибиторы моноаминоксидазы редко применяются при лечении больных азиатского происхождения из-за возможных осложнений, возникающих при их взаимодействии с обычном рационом жителей Азии (соевый и рыбный соусы, а также продукты, полученные в результате брожения). Кроме того, антихолинергические свойства традиционно употребляемых лекарственных трав при одновременном применении с трициклическими антидепрессантами или низкопотенциальными нейролептическими средствами могут привести к атрофическому психозу (Lin & Shen, 1991). Использование таких лекарственных растений чрезвычайно популярно и во многих странах Азии носит массовый характер.
Еще одно распространенное психотропное средство — бензодиазепины (BZPs), Которые относятся к числу наиболее часто назначаемых средств (Smith & Wesson, 1985). Этническая принадлежность является одним из факторов, имеющих определяющее значение для реакции на это средство. Розенблат и Танг (Rosenblatt & Tang, 1987) исследовали схемы лечения 21 психиатра из Северной Америки и обнаружили, что, по сравнению с представителями белой расы, лица азиатского происхождения были более чувствительны к разного рода психотропным воздействиям.
Все эти данные, говорящие о том, что единый подход к медикаментозному лечению в разных культурах невозможен, ставят под сомнение само представление об «универсальных» методах лечения. Таким образом, возникает задача выявления тех составляющих лечения, которые оптимальны в условиях конкретной культуры.