Тот, кто владеет искусством войны, знает, что наилучшее — сохранить государство противника целым и невредимым. Разрушить его — не столь великое достижение.
Сунь Цзы. Искусство войны, глава 3, стих 1
Кросс-культурное исследование начинается с наблюдения за различиями в часто встречающемся поведении представителей разных культурных групп, а также с фиксации его результатов, например убийства (Robbins, DeWalt, Pelto, 1972), или того, каким образом достигаются эти результаты, например путем нанесения оскорбления индивиду (Felson, 1978) или группе, которые являются объектом воздействия (Semin & Rubini, 1990). Для нас такие различия в поведении представляют интерес лишь постольку, поскольку они являются стимулом к размышлениям
О причинах таких различий. Заинтересовавшись этими причинами, исследователи пытаются выяснить, какие особенности культуры вызывают наблюдаемые различия в поведении.
Эти особенности культуры, однако, следует перевести в личностные психологические характеристики, которые и порождают определенный тип поведения. Такие психологические характеристики могут представлять собой верования, привычки, ценностную ориентацию, Я-конструкции, личную предрасположенность, эмоции, атрибуции, касающиеся собственной личности или окружающих людей, и т. д. Проблема состоит в том, что эти факторы различны для разных культур и для разных обществ, и все они связаны с поведением человека, о какой бы культуре мы ни говорили. Если связь между психологической переменной и поведением обнаруживается во всех культурных группах, можно предположить, что данная связь носит универсальный характер.