Любые культурные переменные, которые обостряют восприимчивость индивида к факторам, угрожающим его идентичности, повышают вероятность личных столкновений. Культурные переменные, подобные тем, которые предполагает концепция культуры чести (см., например, Cohen, Vandello & Rantilla, 1998), также могут повысить вероятность проявлений физической жестокости, вызванных угрозой идентичности. Если мы будет рассматривать угрозу идентичности как опосредующую переменную личностного уровня, оказывающую влияние на ответное поведение, можно сделать вывод, что события, которые представляют опасность для идентичности, вызывают ответное поведение (акт возмездия) у представителей четырех культурных групп, изучением которых занимались Тедеши и соавторы (Tedeschi et al., in preparation). Различия в агрессивном поведении, которое является реакцией на угрозу идентичности у названных культурных групп (американцы, китайцы из Гонконга, японцы и немцы), объясняются разным уровнем восприимчивости к угрозе идентичности.
Интерпретация требует учета того факта, что культурные переменные могут оказывать влияние как на когнитивную деятельность, так и на практические действия. Индивид может быть весьма восприимчив к угрозе идентичности, однако избегать открытого проявления своей реакции, защищая свое эго.
Тедеши и соавторы (Tedeschi et al., in preparation) высказывают предположение, что различия в философских традициях и исторически сложившихся условиях существования привели к разному уровню коллективизма в четырех перечисленных культурах. Коллективизм проявляется в практике социализации, сориентированной на ценность социальной гармонии. Поэтому можно предположить, что нанесение оскорблений будет чаще встречаться в индивидуалистических культурах, менее озабоченных вопросами социальной гармонии, что ведет к более острым проявлениям личной конфронтации. Представители индивидуалистических культур меньше сдерживают свою агрессивную реакцию на враждебные проявле —
Ния со стороны окружающих. Однако при этом можно предположить также, что представители коллективистских культур будут более восприимчивы к угрозе идентичности группы по сравнению с теми, кто принадлежит к индивидуалистическому обществу. Меньшая склонность к контратаке препятствует обострению конфликта (Felson & Stedman, 1983). На основании приведенного выше анализа можно сделать вывод, что японцы в меньшей степени, по сравнению с американцами, склонны к убийству среди «своих», но могут вести себя куда более агрессивно по отношению к «чужим», которые представляют для них угрозу.