Универсальный характер карающей справедливости

Культуро-специфичные установки и верования могут вести к подавлению непо­средственной реакции на несправедливость: Так, в китайской традиции основным понятием, связанным с карающими мерами, является Ьао, Которое представляет собой гораздо более широкое представление о возмездии, чем на Западе (напри­мер, Hsu, 1971; Yang, 1957). Китайцы верят, что Ьао Не обязательно случается с теми, кто нанес ущерб, оно может произойти с их родственниками или потомка­ми, и даже с их новым воплощением после реинкарнации (например, Chiu, 1991). Поскольку Ьао Может произойти не сразу, а спустя длительное время, и при этом возмездие может реализоваться в таких естественных событиях, как болезни, дан­ные верования могут подавлять стремление людей немедленно покарать преступ­ника. В других культурах возмездие может принимать иные формы косвенного ха­рактера. Например, в культуре гавайских аборигенов болезнь или увечье иногда считаются результатом возмездия (Ito, 1982).

Другой пример верований, которые могут подавлять стремление к возмездию, дает Индия. По традиции индийцы-индуисты верят в то, что карма или судьба определяет реинкарнацию человека в качестве представителя определенной обще­ственной касты (Hies, Garcia-Preto, McGoldrick, Almeida & Weltman, 1992). Поэто­му одна группа может нанести ущерб другой группе, и жертвы воспримут это как свое предназначение. Поскольку изменить карму может только смерть или новое рождение, терпимость, самопожертвование и даже страдание считаются более при­емлемой реакцией на нанесение ущерба, чем возмездие. Подводя итог, можно ска­зать, что определенные культуро-специфичные верования могут умерить стремле­ние к немедленному возмездию.

Updated: 13.03.2014 — 05:05