ПрОИСХОЖДЕНИЕ рАС

Вначале коротко повторим пройденное. Итак, по мнению многих антрополо­гов, общий предок человека, от которого произошли нынешние расы (белая, желтая, черная), появился на несуществующем сейчас Индо-Африканском ма­терике, остатки которого после поглощения водой сохранились в виде Ма­дагаскара, Сейшельских, Маскареиских и других островов [5]. Из этих пер­вичных рас изначального человечества возникло все разнообразие современ­ных народов.

Профессор И. Сикорский в своем фундаментальном труде "Всеобщая пси­хология с физиогномикой" [5] на основе различных факторов прослеживает исторические пути становления человеческих рас и составляющих их наро­дов. Так, в Европе в наиболее отдаленные времена существовали четыре бе­лые подрасы, развивающиеся от одного из первичных делений: две из них были высокорослыми, а две — малорослыми. При этом одни высокорослые были длинноголовые, другие — короткоголовые. То же деление происходило и у малорослых. (Кстати, кроманьонский человек принадлежал к короткого­ловому типу людей, а неандертальский — к длинноголовому, что свидетельству­ет о различиях типов человека еще в доисторические времена.) Путем долго­го смешения возникли современные народы Европы, в составе каждого из которых наблюдается в различных пропорциях четыре основных корня: ко­роткоголовые высокого и низкого роста, длинноголовые высокого и низко­го роста. Эти группы, кроме того, различались цветом волос, глаз и кожи.

В настоящее время в зависимости от принятой классификации различают от трех до шести первобытных рас. Например, согласно В. Алексееву, суще­ствуют расы белая (европеоидная), черная (негроидная), бурая, или койсанс — кая (бушмены и готтентоты), желтая (монголоидная), австралоидная и амери — каноидная [3]. Однако многие исследователи ограничивают классификацию рас тремя или четырьмя, рассматривая оставшиеся как производные от первичных. Обычно принимается существование трех первобытных рас: белой, или евро­пейской, желтой, или азиатской, и черной, или африканской. Названные расы существенно различаются как физически, так и психически, что было рассмот­рено нами ранее. При этом основные черты рас замечаются и в производных от них подрасах, которыми являются современные народы [5].

Случайны ли столь разительные отличия существующих человеческих рас? И можно ли все различия сводить только к географическим факторам? На­пример, негры всегда считались жителями тропического пояса, поскольку ме­ланин, придающий коже черный цвет, якобы препятствует солнечным ожогам. Однако, как справедливо отмечает Л. Гумилев, "черный цвет плохо отражает солнечные лучи. Следовательно, надо полагать, что негры появились в тех ус­ловиях, где было относительно облачно. И действительно, древнейшие наход­ки негроидной расы… были обнаружены в Южной Франции, в Ницце.., а по­том оказалось, что вся эта территория была в верхнем палеолите заселена негроидами — людьми с большими губами, с черной кожей, с шерстистыми волосами…" [3]. В то же время европеоиды распространились из Европы в Среднюю и Центральную Азию, Индию; они издавна населяли северную часть Африки и Аравийский полуостров. В этой связи представляется, что биоло­гические расовые различия определяются не столько географическими фак­торами, сколько различными психическими свойствами, являющимися доми­нантными у тех или иных рас. Существующие психологические типы, так же, как и существующие типы темпераментов, соотносятся, на наш взгляд (с из­вестной долей условности), не только с отдельными индивидуумами, но и с общностями таких индивидуумов, включая различные социальные группы, на­роды и расы, поскольку все эти общности состоят преимущественно из пред­ставителей определенного психологического типа.

Безусловно, любой человек, любая социальная общность содержат все ос­новные психические свойства, однако одно из них всегда преобладает, что и придает своеобразие тому или иному народу и расе в целом. Иными словами, если это положение представить в наиболее общем виде, то его нужно понимать так, что все человечество включает в себя многообразие различных свойств и функций (рационализм и иррационализм, экстраверсию и интроверсию, мысли­тельный, сенсорный, эмоциональный, волевой, интуитивный компоненты идр.); преимущественное же их разделение начинается с появлением полов, рас, наро­дов и т. д. Например, известно, что еще древние связывали рационализм с мужским началом, а иррационализм — с женским. По-видимому, и расы, и на­роды несут в себе преимущественно мужское или женское начало, экстравер­сию или интроверсию, тот или иной психологический тип, тот или иной темпе­рамент.

Если мысленно представить типичных представителей различных рас (а внешние признаки зачастую определены внутренним психическим содержа­нием) и их типичное поведение в различных ситуациях, то можно предполо­жить, что ведущей функцией, например, негроидной расы являются эмоции (вспомним большой рот с выпуклыми губами, зажигательные ритуальные тан­цы негров, быструю перемену их чувств идр.). При этом большинство негро­идов — явные экстраверты, что обнаруживается в их обращенности на окру­жающий мир. Так же, как и европейцы, которые направляют свою энергию на освоение новых территорий, безудержное развитие научно-технического про­гресса, постоянно ускоряющийся темп жизни. Все это отличается от иитро — вертироваииых рас — желтой и красной, направленных преимущественно на собственный внутренний мир (вспомним, например, сооружение китайцами Великой стены, многовековую самоизоляцию Японии).

Подобно физическому типу психологические особенности рас принадлежат к признакам устойчивым, и можно, по мнению И. Сикорского, вообще принять как принцип, что основные психические черты антропологически изначальной расы удерживаются долго и прочно в производных народах. Эти различия, возможно, были заложены в глубокой древности (вспомним высоких и низ­корослых, длинно — и короткоголовых), что объясняется или происхождением человека от различных пар, или условиями жизни и удалением людей в раз­личные места обитания. Из народов земного шара низкорослы бушмены, китай­цы и японцы, высокорослы — преимущественно жители Европы, Америки и

Африки. Волнистые волосы свойственны белой расе, прямые — монголоидной и американоидной расам, шерстовидные — бушмены и негры. Негры и евро­пейцы, как правило, длинноголовы, а монголоиды — короткоголовы. Таким образом, в национальных типах чаще проявляются различия комбинаций древ­них расовых черт.

Образовавшиеся расы не оставались на месте своего возникновения, а дол­гое время передвигались, смешиваясь на своих исторических путях с другими расами, что приводило к новым вариациям человечества, появлению смешанных типов, народов и народностей. Поэтому современные народы, как правило, не составляют антропологически однородной нации. Например, в состав француз­ского народа, как отмечалось, входят малорослые короткоголовые брюнеты — кельты, высокорослые длинноголовые блондины — галлы и такие же герман­цы. В Германию же кроме собственно германского племени длинноголовых блондинов вошли кельтские, славянские и финские элементы [5].

Updated: 31.08.2012 — 13:55