Бочавер К. А.
Романтические отношения представляют собой важнейший ресурс психического здоровья и благополучия человека. В условиях глобализации их особенности постепенно утрачивают культурную специфичность. В исследовании проведен анализ социальных представлений юношества о дружбе и романтических отношениях; предпосылкой к изучению стала относительная континуальность и синхронное развитие этих типов добровольного диадического взаимодействия в онтогенезе.
В опросе приняли участие русско — и немецкоязычные студентов (N=79), процедура включала селекцию категорий значимых других и сопоставление представлений о друге, о романтических партнерах и о членах семьи (модифицированный семантический дифференциал и полупроективные методы «эссе» и «поиск метафоры»).
Результаты указали на сходство представлений о друге изучаемых социальных групп (выделено 11 общих категорий, наиболее значимые для поддержания успешной дружбы — наличие общего событийного опыта, готовность к принятию и оказанию активной помощи, высокая степень доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания) и на близость образов друга и романтического партнера в коммуникативном поле респондентов. Учитывая различия, дружба воспринимается в юношестве как взаимодействие, содержательно и функционально повторяющее романтические отношения, но без сексуального компонента. Мы понимаем романтические отношения как диадический вид отношений преимущественно между людьми различного пола, который формируется в подростковом возрасте, сопровождается проявлением сильной симпатии и любви к партнеру, характеризуется добровольностью и отсутствием правовой регламентированности и проявляется в близком бескорыстном взаимодействии, поддержке, заботе, регулярном общении и сексуальной привязанности; можно утверждать, что основной поведенческий и эмоциональный функционал этих типов отношений схож и удовлетворяет практически один и тот же набор потребностей.
Романтические и дружеские отношения, возникая как опыт добровольного, равноправного взаимодействия в подростковом возрасте, равно способствуют сепарации от родителей, социальному познанию, расширению коммуникативных возможностей и формированию идентичности. Романтический партнер и друг предстают схожими фигурами, отношения с ними континуальны, дружеский секс не отвергается культурой, и это способствует размыванию границ между дружбой и романтической любовью как видами привязанности. Эта закономерность (сближение дружбы и романтических отношений) устойчиво прослеживается во многих европейских странах и представляется кросс-культурной инвариантой.