Первые упоминания о славянах связаны с глубокой древностью, когда образовался праславянский этнос, который византийцы называли антами, древнерусские летописцы — полянами и который положил начало крупному этническому объединению, в результате чего маленький народ, живший в современной Восточной Венгрии, распространился до берегов Средиземного моря, захватив весь Балканский полуостров [3]. С побережья Средиземного и Адриатического морей славяне двинулись на север, но, встретив на пути германские племена, повернули к востоку и через Карпаты вышли к современному Киеву, где жили финские племена (их территория распространялась до берегов Балтики). Между славянскими и финскими племенами установилось постепенное мирное смешение, которое и дало в результате русскую тшродность. Существует, кроме того, незначительная примесь монголоидных элементов [5].
Финны характеризовались короткоголовостью, широким лицом, выдающимися скулами, маленькими светлыми глазами, средним ростом, светлыми волосами и флегматическим темпераментом. Славяне были длинноголовые, высокорослые брюнеты с темными глазами. Основную черту славян "составляла их чуткая впечатлительность, нервная подвижность", что указывает на меланхолический темперамент. Объединение двух таких несхода ых племен создало со временем образ определенной целостности.
Однако на этом все не закончилось. Опустошение Киевской Руси татаро — монголами вынудило население Приднепровья в XII-XIY вв. передвигаться в более безопасные места. Отток населения шел в двух основных направлениях — на северо-восток и запад. Переселение на северо-восток происходило между Верхней Волгой и Окой, что способствовало дальнейшему ассимилированию с финнами. "Сожительство русских с финнами, — отмечает А. Волконский, — привело почти к повсеместному обрусению последних и к некоторому изменению антропологического типа у северных русских: широкие скулы, широкий нос — это наследие финской крови" [1].
Другое направление оттока русского населения из Приднепровья — в область Верхнего Днестра и Верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. В связи с этим оттоком населения на запад объясняется, — писал профессор В. Ключевский, — одно важное явление в русской этнографии, а именно: образование малороссийского племени. Пребывание в Польше и Галиции длилось два-три
Столетия, а с XV в. становится заметно обратное заселение Приднепровья. Вернувшись на родину, потомки Киевской Руси застали здесь потомков прежних кочевников и татар, чем объясняется наличие незначительного монголоидного элемента в украинском типе. "Типы украинца и русского, — отмечал И. Си — корский, — различаются между собою в том отношении, что у украинца в меньшей степени получились те новые черты, которые приобретены от финнов и более сохранился природный славянский ум и чувство" [5].
Белорусы являются потомками славянских племен кривичей и дреговичей, которые жили по верховьям Западной Двины и Днепра, заселяли пространство между Двиной и Припятью. Ближайшими их соседями с запада были эсты, латыши, ліггва. С середины XIII в. территория, заселенная этими славянскими племенами, подпадает вначале под власть Литовского, а затем Польско — Литовского государства, что в некоторой степени отразилось на особенностях языка и антропологическом типе белорусов 11].
Известный антрополог Талько-Грынцевич проводил сравнительную характеристику поляков, русских, украинцев и белорусов, описывая влияние географического фактора на формирование национальных характеров этих народов. Так, суровый северный климат способствовал развитию терпения, выносливости, твердости и энергичности русских людей. У поляков же, заселявших равнины с умеренным климатом, сформировался горячий темперамент, мягкий, веселый и беззаботный характер, а также непрактичность и непостоянство. По мнению этого исследователя, ближайшие соседи поляков — украинцы и белорусы — по нравам и народному характеру представляют как бы переходную ступень, где крайности двух характеров смягчаются. Некоторые антропологи указывают на возможность антропологического смешения поляков с другими славянскими племенами, ссылаясь на географическое положение Польши — "на большой дороге человечества, по которой в доисторическую эпоху прошла масса народов в том и другом направлении" [5].