Ларионова Ю. А.
На примере материалов глубинных интервью и включенного наблюдения в течение 10 лет потомственного врача Н. С. А. из Санкт-Петербурга предлагается рассмотреть личный путь профессионального врача к практике китайской акупунктуры.
В настоящее время среди разнообразных форм оздоровительных методов существует предложение практики традиционной восточной медицины — китайской акупунктуры. В настоящее время эта область активно развивается, в том числе как часть официальной медицины — рефлексотерапия. Отдельные профессиональные врачи, после опыта работы в рамках профессиональной медицины, начинают изучать и практиковать китайскую акупунктуру в качестве альтернативы использованию методов фармакологии. Соединяя это изучение с остальными разделами традиционной медицины данного региона, бытованием культуры и философии, практикой гимнастических и дыхательных упражнений (система у-шу и цигун) и, в некоторых случаях, следовать учению буддизма Ваджраяны. Подобная эклектика создает уникальный сплав психолого-медицинской деятельности в социальной жизни, формируя особые условия развития и изменения личности, в том числе в повседневных привычках. Целостный подход к изучению традиционной медицины включает обучение у признанного носителя традиционных знаний, повышение квалификации, обмен опытом, выполнение упражнений и практик, считающихся необходимыми для наиболее точного соответствия традиционным представлениям, активное чтение книг и установление связи с традицией. Важно отметить, что профессиональные стандарты медицинского подхода в данном случае переносятся на иную культурную область, связанную с оздоровлением, как ведущие. Причины обращения к восточной медицине могут быть связаны с профессиональным кризисом, экономической ситуацией, внутренними психологическими причинами и внешними существенными проблемами с собственным здоровьем или здоровьем близких родственников.
Личный путь к использованию традиционной медицины в практике оздоровления характеризуется несколькими последовательными стадиями: знакомство с традицией медицины через общение с носителями и чтение литературы, начало практики упражнений, чтение профессиональной литературы, получение профессиональных статусов, признаваемых в традиционной медицине, работа с пациентами, обучение желающих.
Личная религиозность Н. С. А в виде обращения к буддизму Ваджрая — ны стала формироваться практически одновременно с интересом к практикам традиционной восточной медицины и началом изучения акупунктуры. Следует отметить, что комплекс религиозных представлений буддизма Ваджраяны в данном случае рассматривается как вспомогательный по отношению к оздоровительным методам и проявляется только при проявлении активного интереса со стороны пациентов.
Исследование личного пути потомственного профессионального врача
Н. С. А. позволяет исследовать механизмы взаимовлияния и переноса традиционных знаний.