Любитов И. Е.
Мастерская посвящена применению языка этнокультурных техник в психодраме.
В любой культуре между верованиями, ритуалами, мифологией и сновидениями существуют особенные связи. Сновидения нередко играют важную роль в местных способах восприятия и оценки социальных событий и порой представляются в качестве канала или среды для общения с мирами богов и духов. Для обращения с этим материалом различные культуры создают свои техники и инструменты.
Один из таких инструментов, Ловец сновидений часто воспринимается как «среднестатистический» «паниндейский» атрибут, без учета культуры происхождения. Однако, в историях о Ловцах грез, например, оджибве, ла — кота и шайенов, проявлены различные опорные мифы.
Так, согласно мифу оджибве плести ловушки для снов следует для защиты от дурных сновидений, причем данный инструмент представляется уменьшенной версией мировой паутины, защищающей всех людей. Лако — та, напротив, полагают, что ловцы сновидений необходимы для получения важной информации, на основании которой требуется принимать правильные решения. Шайены же помещают плетение, аналогичное плетению ловцов снов на щиты, полагая их особенно могущественными предметами ритуального снаряжения воина.
Мы намерены
• воспользовавшись методом психодрамы рассмотреть истории о Ловцах грез, оджибве, лакота и шайенов
• противопоставить конкретные этнокультурные прототипы паниндейскому представлению о ловце сновидений
• продемонстрировать терапевтический потенциал адаптации этнокультурной техники, учитывающей различные опорные мифы.