Концепция трансформации ценностных ориентаций в новой социокультурной среде

Накохова Р. Р

Стабильные условия жизни народов закрепляют систему ценностей в виде определенных культурных традиций, которые передаются их из поко­ления в поколение как значимые социокультурные нормативные регулято­ры всех сфер социального и индивидуального бытия этноса. На этническое самосознание людей, ориентированных на ценности традиционной культу­ры, безусловно, не могут не воздействовать новые ценности современной цивилизации. Это воздействие по-разному сказывается на системе ценно­стей личности и, в частности, на систему этнических ценностей личности.

При изменении социальной ситуации, связанной с резким переходом от одной социальной системы к другой, происходит также изменение систе­мы ценностных ориентаций, которое может привести как к продуктивному развитию, так и к распаду системы ценностей. Сохранение единства лич­ности и группы (этноса) возможно в случае уравновешивания процессов ассимиляции и аккомодации — усвоения новых ценностей при сохранении ценностей, входящих в системообразующий компонент.

76

В концептуальном исследовании развития и функционирования цен­ностных ориентаций представителей этнофоров Северного Кавказа рас­крывается процесс этногенеза ценностных ориентаций. В рамках этой концепции этногенез ценностных ориентаций имеет иерархический харак­тер: процессы, приводящие к изменению ценностных ориентаций, протека­ют на различных уровнях: индивидуально-личностном, групповом — этни­ческом, межэтническом.

Психологическим процессом этногенеза ценностных ориентаций на­зовем процесс функционирования и развития системы ценностных ори­ентаций этнофора на конкретном этапе историко-психологического раз­вития, в котором общесоциальные ценности трансформируются, и идет формирование новых ценностей через социальную адаптацию, этниче­скую идентичность к новой социокультурной среде и механизмы ассими­ляции, аккомодации.

В данном понятии два процесса: социально-исторический (этногенез — что означает — преобразование, изменение, развитие этноса), и социально — психологический (при этногенезе) происходит сдвиг, генез ценностных ориентаций.

В качестве базовых механизмов формирования и развития системы цен­ностей на всех уровнях выступают механизмы адаптации, ассимиляции и аккомодации. Основным является механизм преобразования культурных ценностей этноса в индивидуально-личностные. В ходе анализа процесса развития новой ценностноориентационной системы (процесса этногенеза ценностных ориентаций) в периоды кризисов общества выявляются:

1) специфическое мировосприятие индивидов и социальных групп данных этносов (психологические особенности национального ха­рактера, менталитета и т. д.);

2) основные социально-исторические этапы развития культуры этно­са, кризисные периоды развития;

3) основные адаптивные механизмы и их комплексы в проблемных ситуациях (при кризисах общества, при сдвигах ценностных ори­ентаций).

Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной сре­ды, между мотивационно — потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов в более общей си­стеме — «человек — среда — этнос». Двойственный характер системы ценно­стей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опы­том, определяет ее двойное функциональное значение.

Updated: 23.08.2013 — 13:28