Слава улетают, написанное остается.
Латинская пословица
Признание вероятности соответствия образа письма личным качествам пишущего встречается в литературе с древних времен. Об этом упоминают в своих сочинениях Аристотель, Светоний, Дионисий Галикарнекий, однако отдельных сочинений по этому предмету не было ни у древних авторов, ни в средние века [12].
Первое сочинение по графологии "О способах узнавания образа жизни, характера и личных качеств человека по письму его" написал в 1622 г. К. Баль — до — ученый итальянец, живший в Болонье. После К. Бальдо в истории сохранились упоминания о двух французах, любителях графологии, которые искусно разбирались в почерках. Имена их, однако, неизвестны.
В конце XVIII в. знаменитый физиогномист И. Лафатер, лютеранский пастор из Цюриха, упоминает подробно в своих сочинениях о почерках людей, назвав их графическими портретами. И. Лафатер обращал внимание на особенности выведения букв, их изгибы и угловатости, закругления, излишние черты, росчерки.
В 1872 г. появилась книга "Тайны письма". Ее автором был аббат Ипполит Мишон, который и считается основателем графологии. В течение 35 лет И. Ми — шон изучал автографы знаменитых людей Франции, что нашло отражение в его последующих сочинениях "Система графологии", "Практический способ графологии", "История Наполеона, выясненная из его почерка". В 1879 г. аббат организовал журнал "Графология", а затем и первое графологическое общество [3].
И. Мишон сформулировал первый закон графологической науки: "Всякий почерк, как и всякая речь, является прямым существенным интеллектуальным и моральным проявлением человека. Знак следует за движением души и изменяется, когда изменяется душа. Он подвижен, как подвижны наша натура, наш характер, наши страсти, и он неподвижен, как неподвижны наши способности, наш дух, наши склонности" [12].
Воззрения И. Мишона продолжил и творчески преобразовал его последователь Крепье-Жамен, который, основываясь на психологии движения, изложил свои взгляды следующим образом: "Каждое пишущее движение и, следовательно, каждый почерк, выполненный рукой на любом языке, в любой стране, в любое время, имеет семь характерных черт, или графических особенностей". Это — направленность, размер, форма, структура, непрерывность, нажим и скорость.
В пределах каждой из этих графических особенностей имеются графические типы, количество которых велико настолько, насколько различаются пишущие движения. В пределах каждой особенности типы разделяются на виды, прямо вытекающие из первых [12].
Например, по направленности строки почерки могут быть ровными и неровными, восходящими и нисходящими, выпуклыми и вогнутыми, извилистыми, наклонными, выпрямленными и т. д.
По размеру почерки могут быть крупными, мелкими, низкими, уплотненными, приподнятыми, повышенными, растянутыми, сжатыми, с промежутками и т. д.
По непрерывности почерки бывают связанными, разорванными, сгруппированными, расширенными, гладиолусоподобными, нитевидными, нюансированными, скачкообразными, монотонными, нестройными и т. п.
По форме почерки бывают спонтанными или искусственными, простыми или упрощенными, усложненными, декорированными, впечатляющими, гармоничными или дисгармоничными.
По структуре различаются почерки четкие и нечеткие, упорядоченные или неупорядоченные, аккуратные или небрежные, с подправлениями или незавершенные.
По нажнму почерки могут быть с легким или с большим нажимом, веретенообразными или палицеобразными, тусклыми, насыщенными или бесцветными.
По скорости почерки бывают медленными или быстрыми, ритмичными или замедленными, согласованными или сдержанными и т. п.
При определении в каждой из этих особенностей типов получают психологические доминирующие признаки. Так, крупный почерк означает гордость, мелкий указывает на мелочность, гармоничный свидетельствует о ясности ума, тяжелый указывает на энергию и волю и т. д.
Графологией интересовались многие известные писатели — И. Гете (который был другом И. Лафатера), О. де Бальзак, В. Скотт, Э. По, Жорж Санд, А. Дюма, а У. Шекспир еще в XVI в. вложил в уста одного из своих персонажей такую фразу: "Дайте мне почерк какой-либо женщины — и я расскажу вам о ее характере" [12].
Крепье-Жамен, развивавший идеи аббата Мишона, опубликовал ряд работ по графологии: "Возраст и пол в почерке" (1925), "Элементы почерка мошенников" (1925), "Азбука графологии" (1940). После Крепье-Жамена в эту науку внесли свой вклад такие французские графологи, как Сен-Моран ("Основы анализа почерка"), Р. Трийа ("Метод практической графологии"), В. Эгар ("Графология по линиям почерка") идр.
Сен-Моран, основывающая свою графологическую систему на астрологических принципах, высказала интересную мысль о "розе ориентаций". Пишущие люди, по ее мнению, сориентированы по направлению вверх или вниз, вправо или влево [9]. Ориентация вверх означает духовность, идеализм, мысль, интел — лекгуальньш поиск; вниз — физическую активность, настоящее, материальный план; вправо — положительную активность, будущее, предпринимательский дух, стремление помочь другим; влево — отступление, прошлое, торможение, замкнутость и отрицательную активность.
Кроме Франции графология получила развитие во многих других странах мира. Так, в Германии ею занимался философ Л. Клагес ("Графология", 1943), в Швейцарии — графолог М. Пульвер ("Символизм почерка"). В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге). В США созданы Институт почерка (Нью-Йорк) и Американское графологическое общество [12].