Савицкая О. В.
Формирование позитивной этнической идентичности является одним из возможных путей создания психологически комфортных и безопасных путей для самореализации и саморазвития личности.
Теоретические и экспериментальные исследования позволили сформулировать основные научные подходы к рассмотрению этнической идентичности и этнического самосознания, определить типологию, стадиальность, механизмы их формирования (Ю. В. Бромлей, П. И. Гнатенко, И. С. Кон, А. А. Налчаджян, Ж. Пиаже, Г. У Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. В. Сто — лин, Л. Б. Шнейдер, и др.).
Целью нашего исследования являлось определение специфики этнической идентичности украинских студентов.
Выборка состояла из 162 студентов гуманитарных специальностей в возрасте 17-24 года.
В исследовании использовались тест “Кто Я?” М. Куна, Т. Мак — Партланда; шкала социальной дистанции Э. Богардуса и этнопсихологический опросник Л. Э. Орбан-Лембрик.
Анализ эмпирических данных, полученных с использование теста «Кто Я?»”, свидетельствует о высокой частоте совпадения самохарактеристик студентов. Этнические категории использовали 66,7 % респондентов. В целом по выборке этнические категории, а также категории гражданства занимают 5-8 места, пропуская вперед индивидные, семейные, ролевые компоненты. Некоторые категории, отнесенные нами к эмоциональному компоненту самоотношения, также имеют национальный оттенок. В частности у 53,1 % респондентов встречаются такие характеристики «тот, кто любит Украину», «преданный своему народу» и др.
По результатам проведенного этнопсихологического опроса было обнаружено, что 87,2 % студентов свободно владеют родным языком и при общении с незнакомым человеком своей этнической группы предпочитают использовать родной язык, что и считают основным признаком этноса; были обнаружены отличия в отношениях к традициям украинского народа, в знании народного творчества, стремлении к углубленному изучению истории народа у студентов разных специальностей.
Подтверждением положительной этнической идентичности могут быть результаты, полученные с использованием шкалы социальной дистанции
Э. Богардуса. У респондентов не зафиксировано негативного отношения к представителям украинского этноса. Наименьшая социальная дистанция зафиксирована именно с украинцами (78,7 % респондентов стремятся к родственным отношениям с украинцами, 70,4 % — не отрицают возможности совместной деятельности с ними; но 51,9 % респондентов хотели бы жить по соседству с представителями других национальностей).
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. У украинских студентов сформирована позитивная этническая идентичность и принятие других культур.
2. Полученные нами результаты свидетельствуют об удовлетворительном уровне этнокультурной осведомленности студентов.
3. Целенаправленное формирование этнопсихологической компетентности будущих психологов и педагогов создаст необходимые условия для решения проблем межкультурного взаимодействия в будущем.