Тангиева Л. Б.
Становление этнического самосознания неразрывно связано с этническим языком, который является одним из основных компонентов этноса, «этнодифференцирующим и этноформирующим признаком любой этнической группы»(6). (А. А.Потебня,1910)
Именно язык, как отмечается во всех исследованиях, выполненных в рамках этнической психологии, является одним из незаменимых и важных
105
Факторов этнической культуры. Язык объединяет людей в этническую общность, способствует хранению и передаче этнокультурной информации от поколения к поколениям, обеспечивая культурную преемственность. Язык сохраняет самобытность этноса. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций через язык реализуется преемственность различных поколений. История любого языка тесно связана с историей той социальной общности, которая является его носителем. Именно в языке запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Многие исследователи подчеркивали необходимость умелого и тактичного отношения к родному языку, уважение традиций и обычаев, национальных памятников, духовных истоков народа, через которые формируется этническое самосознание. «…язык пронизывает мысль, заставляя носителей разных языков по-разному истолковывать реальность». (4) (С. Пин — кер, 2004).
Родной язык — это первоначально усвоенный человеком язык (язык колыбели, язык матери). На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия. С помощью родного языка осуществляется первичная социализация личности, ознакомление с нормами, ценностями и традициями. « Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка. совершилось на его родном языке».(2) (Ильин,1994).
Язык является детерминантом этнического самосознания именно тогда, когда человек осознает его родным и общается на этом языке между представителями своей этнической общности. По мнению В. Ю. Хотинец это обеспечивает, во-первых, взаимное понимание между членами своего этноса, во-вторых, хранение и передачу этнокультурной информации от поколения к поколению, обеспечивая культурную преемственность».(9) (Хо — тинец, 1996).