Хайруллин Р. З.
Как отмечается в научной литературе, формирование личности должно начинаться с детства, и должно оно начинаться с родной культуры. Родной язык и родная культура являются основой для последующей социальной самоидентификации ребенка. Сформировавшись как представитель определенной культуры, человек уже может успешно интегрироваться в культуру большинства. Лишь зная и уважая родную культуру, человек может научиться уважать культуру других народов, с которыми ему приходится взаимодействовать в повседневной жизни, вступать в культурный диалог с представителями других национальностей. И чем глубже человек знает свою культуру, тем успешнее он может строить межкультурный диалог, ведь каждый интересен для другого своей уникальностью, неповторимостью, что во многом связано с принадлежностью людей к различным культурам, их различным социокультурным опытом. Нужно привыкать к мысли, что культурное многообразие — это не барьер для установления добрых отношений, а ценность, общее достояние, которым следует гордиться, которое привлекает и притягивает людей друг к другу. Это основа для взаимного узнавания, понимания, взаимообогащения и толерантности.
Формирование толерантности в вузе требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого характера.
Основными задачами мировоззренческого характера являются: помочь обучаемому осознать себя личностью, принадлежащей определенной культуре; познакомить с другими культурами, помочь понять и оценить их; сформировать у обучаемого терпимость и уважение к культуре других народов.
Основными задачами поведенческого характера являются: воспитание культуры повседневного поведения в разнонациональной среде; воспитание толерантного отношения к представителям других наций.
Учеба в вузе составляет основу духовного становления человека, важнейший фактор овладения им общечеловеческой культурой. Соответственно, огромна роль учебно-воспитательной работы как фактора развития этнокультурной компетентности.
Формирование этнокультурной компетентности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля может осуществляться средствами таких дисциплин как этносоциология, этнология, социальная педагогика, социальная психология, культурология. Основную нагрузку несут учебные курсы «Этнопсихология»; «Этнопедагогика» и «Педагогика межнационального общения» и др., которые будут подробно освещены в докладе.
В структуре этнокультурной компетентности лежат следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-потребностный и поведенческий, которые подробно расписаны в литературе.
Большое значение в формировании этнокультурной компетентности имеет и лингвокультурная компетентность будущего специалиста. Знание человеком родного языка и культуры, успешное овладение языком и культурой большинства позволяет говорить о нем как о личности билингвальной и бикультурной. Бикультурная личность, как показывают исследования, в отличие от человека маргинального (утратившего собственную культуру и не «вписавшегося» в культуру большинства), обладает такими качествами, как открытость, высокая самооценка, высокая степень самореализации, умение строить конструктивный диалог с представителями разных национальностей.
Важным в становлении личности является и ее этническая идентификация, т. е. представление человека о себе как о члене определенной этнической группы, включающее в себя признание и принятие ее ценностей, традиций, этническую осведомленность и т. д.
Этнокультурная компетентность освобождает человека от негативных стереотипов и предубеждений и предполагает свободу нравственного выбора, определяемого интериоризированным социально-гуманитарным знанием, в основе которого лежит осознание национальной культуры как ценности, обладающей высоким духовным потенциалом, и служащей ступенью к овладению русской и мировой культурой. Этнокультурная компетентность — неотъемлемый атрибут личности в гражданском обществе, которая не только лично свободна, но и социально ответственна.
Ведущую роль в формировании этнокультурной компетентности личности должна сыграть система образования. Возрождение многонациональной России возможно, на наш взгляд, только посредством освоения индивидом своей национальной культуры, культуры других народов, а также культуры народов России, которая должна осознаваться как духовно-эстетическая целостность, структурообразующим компонентом которой является русская культура. Чтобы добиться этого, общество должно найти пути интеграции личностью национальной и русской культур, механизмы гармонизации интересов личности (как представителя определенного этноса) и государства, а также сопряжения национальных и общечеловеческих ценностей.