ОБРАЗ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

T. J. Anikeeva

Moscow State University named by M. V. Lomonosov Image of Russia and problem of ethno cultural identity

This work presents comparative analysis of image of Russia and another country in the view of students of Perm region.

1. В современном обществе процесс формирования в том числе этно­культурных ценностей у представителей различных социальных слоев происходит под усиленным почти неограниченными техническими воз­можностями влиянием средств массовой информации, а у молодежи, в первую очередь, под влиянием Интернета как своеобразного выразителя так называемого «нового мировоззрения» глобального общества, с ори­ентацией на неограниченную «свободу» и ценности западной демокра­тии (прежде всего, капитализацию), в противовес традиционным россий­ским ценностям. В связи с этим представляется весьма важным изучение возможного появления новых тенденций в процессе этнокультурной иден­тификации у представителей молодого поколения россиян, как тенден­ций, способных повлиять на качественные особенности и изменения в российском менталитете в целом.

2. Проведенное в конце 2009 года, с использованием метода психосе­мантического шкалирования, исследование образов восприятия различ­ных зарубежных стран и образа России у студенческой молодежи Перм­ского края показало, что наиболее предпочитаемым в их представлениях является образ «объединенной Европы». Страны Объединенной Европы воспринимаются как прогрессивные, авторитетные и уважаемые в мире, богатые и обустроенные, а также стабильные и надежные. Из неодноз­начных по оценке смыслового компонента характеристик в образе Евро­пы присутствует качество «расчетливая».

3. Факторный анализ позволил выявить четыре значимых и три до­полнительных фактора в категориальной структуре восприятия студен­тами образов стран, а именно:

Первый фактор (16.3% общей дисперсии данных, на положительном полюсе характеристики «уважаемая в мире, могущественная, авторитет­ная, прогрессивная, сильная, ритмичная, образованная, независимая, богатая, возрождающаяся»), проинтерпретирован как уважение к стране в мире, а также имеющиеся основания для этого уважения;

Второй фактор (11.5% общей дисперсии данных, положительный по­люс фактора представлен характеристиками «чистая, преумножающая, трудолюбивая, стабильная, надежная, безопасная, ответственная, уважа­ющая закон») описывает позитивные усилия руководства и населения стра­ны, направленные на ее развитие, а также результаты этих усилий;

Третий фактор (11.1 % общей дисперсии данных, на положительном полюсе характеристики «щедрая, милосердная, открытая, веселая, тер­пеливая, родная, просторная, справедливая, добрая») описывает откры­тость и душевное тепло в отношениях страны и ее жителей к представите­лям других стран и к самим этим странам;

Четвертый фактор (6.9% общей дисперсии, характеристики «духов­ная, религиозная, целомудренная, нравственная, монолитная») описы­вает духовность, нравственность жителей страны и самой страны в целом. Интересно, что с этими характеристиками в представлениях респонден­тов связано и внутреннее единство страны, ее, в том числе, этническая сплоченность.

Среди дополнительных факторов интересен так называемый «циви­лизационный », описывающий принадлежность той или иной страны к за­падной или же к восточной цивилизации (содержание фактора: «демок — ратичная-тоталитарная, западная цивилизация-восточная, космополи — тичная-патриотичная, временная-вечная, уважающая закон, власть-кор — румпированная»).

4. В выявленном категориальном пространстве наиболее позитивно воспринимается представителями студенческой молодежи образ « объе­диненной Европы» как представителя западной цивилизации, а также образы Японии и Китая как представителей восточной цивилизации. Образ России занимает минимальное значение в пространстве второго фактора («позитивные усилия и их результаты»). По остальным факторам образ России близок к нулевой оси — за исключением третьего фактора (открытость и душевное тепло в отношениях), где он положителен и по значению уступает только образу «объединенной Европы».

5.Обращает на себя внимание тот факт, что в представлениях респон­дентов сегодняшняя Россия (и государство, и страна) принадлежит к вос­точной цивилизации. Тогда как образ «будущей России — это образ запад­ной державы («демократичная, космополитичная, руководимая уважаю­щей закон, не коррумпированной властью»).

Б. Опираясь на полученные данные, можно предположить, что студен­ческая молодежь Пермского края в своих этнокультурных предпочтени­ях склонна ориентироваться на ценности современной западной циви­лизации, воспринимая страны объединенной Европы как своеобразный «идеал», к которому во многом следует стремиться сегодняшней России. (Это предположение косвенно подтверждается теми устными высказыва­ниями респондентов, которые были зафиксированы нами в ходе прове­дения исследования (к примеру, «Пермь — восточная граница Европы»), а также теми усилиями, с которыми студенты пермских вузов стремятся поддерживать зарубежные контакты с представителями западных выс­ших учебных заведений).

7. Вместе с тем, метод психосемантического шкалирования позволяет выявлять имеющиеся в категориальной структуре восприятия объектов (в данном случае различных стран) противоречия, которые могут не осозна­ваться самими респондентами. Так, при всех выявленных негативных оцен­ках образа России, именно России присуще качество «родная», тогда как «объединенная Европа» воспринимается как «чужая». Кроме того, «запад­ная цивилизация», при всех положительных характеристиках, оценивает­ся как «временная», а «восточная цивилизация», наоборот, «вечная».

Ахади Хадибеглу Аскер Алисахиб оглу

Баку, Азербайджан, Бакинский государственный университет

Updated: 25.07.2013 — 15:44