L. I. Bragaa
Chisinau, Institute of European Integration and Political Sciences
Academy of Sciences of Moldova
Cultural- political aspects through democratically transformation: Moldovan case study
In this article the author analysed the specific of political culture in the Moldovan society, acording to the democratically transformations. Its demonstrate how the «genetically culture» dominate the people s mentality, reduce their political implication and concerved the patriarhal caracter of political culture into moldovan society.
Политическая культура являет собой некий качественный срез политической сферы, выступая своеобразным критерием и индикатором ее зрелости. В этой связи, проблема формирования политической культуры, соответствующей потребностям эффективного функционирования демократической политической системы, является одной из наиболее злободневных.
Международные эксперты отмечают, что общая тенденция развития последнего десятилетия в большинстве стран молодой демократии заключается в постепенном угасании свободы, в усилении неупорядоченности, в росте нарушений прав человека, неэффективности законодательной и судебной властей, коррупции, увеличении привилегий правящих политических кругов и т. п. (Земба, 2008, с. 96-100). К этому ряду стран относят, в том числе, и Республику Молдова.
Важным для понимания сути происходящих в нашей стране политических процессов представляется указание российских исследователей на то, что политико-культурные факторы модернизации политических систем во многом обусловлены воздействиями культурной генетики, хотя и не отожде — ствимы с ней полностью. Поэтому все социально-политические изменения в той или иной степени неизбежно оказываются опосредованными спецификой национальной культуры и менталитета (Карпова, 2009, с. 11).
Идеалы и ценности демократии получили всеобщую поддержку молдавского общества еще в самом начале кардинальных перемен. Однако сегодня можно наблюдать, как углубляются процессы свертывания демократических прав и свобод, и крепнут тенденции авторитаризма в политической жизни страны. Складывающаяся в настоящее время в Молдове политическая культура, обладает целым рядом качеств, характерных для культуры переходного типа, и в этом смысле в общих чертах повторяет наиболее типические черты, свойственные сегодня большинству стран демократического транзита.
Будучи культурой переходного типа, современная политическая культура Молдовы состоит из разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности, которые относятся к различным политическим системам: авторитарной и демократической. Взаимодействуя между собой и противоборствуя друг с другом, указанные политические ценности и поведенческие стандарты придают переходной политической культуре дуалистический, расколотый характер.
При общей декларативной приверженности современного молдавского общества ценностям демократии, таким как свобода, индивидуализм, права человека, плюрализм и т. п., большинство населения, тем не менее, в большей мере продолжает ориентироваться на ценности коллективизма, справедливости и равенства, проявляя приверженность патриархально — подданическим традициям, для которых характерны отношения односторонней зависимости от власти, привычка ей подчиняться, потребность в руководстве, надежда на получение от власти различных благ.
Укоренившееся в современном молдавском обществе индифферентное отношение к политике, является не только результатом "синдрома усталости" простых людей от политических дрязгов, провоцируемых „верхами", но и своеобразным отражением некоего крестьянского индивидуализма, доминирующего в молдавской ментальности, плодом бытующих в крестьянской среде специфических эмоционально-психологических реакций, выраженных в стремлении к социальной стабильности. Г осподство крестьянского менталитета, характерного для общественного сознания Молдовы как, в большей мере, аграрной страны, диктует для большинства населения свое особое отношение к политике не только как к отчужденной от жизни простого человека сфере общественной жизни, но и как к абсолютно бесполезному для его практической деятельности занятию. Не более 20 % населения страны полагает, что такие люди, как они, могут повлиять на принятие важных решений в стране (Barometrul opiniei publice, 2001-2009).
Специфика крестьянского труда и определяемого им образа жизни формирует совершенно специфические ментальные формы „маленького", но, вместе с тем, в значительной мере независимого человека, вынуждающие людей полагаться, прежде всего, на собственные силы, самостоятельно искать выход из сложнейших жизненных ситуаций, мало рассчитывая на изменения в политической сфере. Эту мысль подтверждает уже тот факт, что Молдова сегодня входит в число стран самой высокой трудовой миграции населения, большинство населения которой ищет решения своих насущных проблем менее всего в политической сфере (Pascaru,
2009, с. 10-11).
Свойственный подавляющей части молдавского общества крестьянский менталитет с характерными для него специфическими эмоционально-психологическими реакциями, выраженными в осторожности, сдержанности, нацеленности на мирное разрешение конфликтов, на укрепление социальной стабильности, становится определяющим и в отношении масс к различным структурам государственной власти и к ее отдельным представителям. В целом он, с одной стороны — отличается высокой степенью скептицизма и отстраненности по отношению к политической системе, с другой — характеризуется лояльностью и конформизмом, обнажая подданническую суть политико-культурных ориентаций современного молдавского общества.
Складывающийся сегодня в Молдове тип политической культуры с необходимостью приобретает фрагментарный характер. Современная политическая культура представляет собой плод эклектического соединения разнородных элементов, демонстрирующих отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей и идеалов общественного развития. Основной линией идеологического раскола общества является различное видение политическими акторами конечных целей государственного развития и путей продвижения к ним.
В настоящее время в политическом менталитете страны выделяются два основных подхода к решению проблем государственно-политического строительства: «молдовенизм» и «панромынизм» (King, 2005, с. 149171). Первый, ратуя за дальнейшее укрепление молдавской государственности, независимости и суверенитета страны, призывает изыскивать внутренние резервы развития, при этом не порывая связи с традиционными партнерами страны на востоке. Второй — в большей мере полагается на помощь институтов Евросоюза и МВФ, допуская в своем желании ускорить достижение желаемого результата, в том числе, и вариант объединения с Румынией — членом Евросоюза. Отсутствие согласия ведет к тому, что в политическом сознании большинства населения страны преобладают ориентации на местные или региональные интересы, проявляющиеся в форме местного патриотизма, клановости, семейственности.
Противоположные представления и образы желаемого социального устройства, складывающиеся у различных социальных групп, постоянно сталкиваются, образуя основу острой политической борьбы.
Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность, обусловливая, в конечном итоге, состояние конфронтационнос — ти как в отношениях между представителями различных политических субкультур (и, в первую очередь, таких как властные структуры и электорат), так и внутри них.
Укорененность в современном молдавском обществе фрагментарной, поляризованной, конфронтационной политической культуры продолжает подпитывать ее этатистский характер, выраженный в главенствующей роли государственных институтов в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов. Поэтому тенденции к укреплению авторитаризма в стране представляются вполне закономерными, тем более, что широкие слои населения по-прежнему слишком большие надежды возлагают на сильное государство, способное в условиях затяжного общественно-политического и экономического кризиса предоставить населению хоть какие-то социальные гарантии, обуздать рост преступности и коррупции.
Думая о будущем, представляется, что в Молдове ни одна из политических партий или политических альянсов, претендующих на руководство страной, не сможет рассчитывать на продолжительный успех, независимо от прокламируемых ими ценностей, если устанавливаемый ими политический режим будет носить жесткий, подавляющий человеческое достоинство и свободу характер. Крестьянский менталитет, составляющий "генетический код" молдавского народа, делающий его миролюбивым, терпеливым, толерантным, но, вместе с тем, уверенным в себе, свободолюбивым и патриотичным, не позволит пустить корни в стране ни одной человеконенавистнической идеологии, ориентирующейся на насилие, руководствующейся чувствами неприязни и ненависти.
Список литературы
Barometrul Opiniei Publice. Republica Moldova, 2001-2009.
Земба, Т. Эксперты о вызовах и проблемах демократии // Bioetica, Filosofia, Economia si Medicina in strategia de asigurare a securitatii umane. — Chisinau: CEP "Medicina", 2008.
Карпова, Н. В. Политико-культурный контекст российских реформ (историко-социологический сравнительный анализ) / / Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. — М., 2009.
King, Charles. Moldovenii (Romania, Rusia si politica culturala). — Chisinau: Editura ARC, 2002.
Pascaru, A. Valorile la confluenta spatiilor culturale in societate // Revista de filozofie, sociologie si stiinte politice. — 2009. — № 1.
Улан-Удэ, Бурятский государственный университет