КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЦЕННОСТНЫ1Х ПРЕДПОЧТЕНИЯХ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ[2]

V. Vyushina

Moscow, National Research University — Higher School of Economics Cultural differences in value priorities: gender analysis

Gender analysis of cultural differences is presented. Value priorities based on Schwarz’s theory were measured for samples of Russians and Caucasians. Value priorities of Russian men and Russian women, Caucasian men and Caucasian women, Russian men and Caucasian men, Russian women and Caucasian women were compared. Conducted analysis discovers gender aspects of cultural differences for values of Tradition, Achievement and Power.

Вслед за исследователями, не обнаружившими гендерных различий в ценностных предпочтениях (Levey, Silver, 2006; Schwarz, Prince-Gibson, 1998), научное сообщество все чаще исключает из рассмотрения гендерные раз­личия при кросс-культурном анализе ценностей. Однако вероятно, что гендерный срез поможет глубже исследовать культурные различия.

Целью настоящего исследования являлось раскрытие гендерных ас­пектов традиционно изучаемых культурных различий в ценностных пред­почтениях индивидуального уровня по Ш. Шварцу (Schwartz, 1992) на примере русских и кавказцев.

Исследование. Численность выборки — 424 респондента. 34,2% из них составили мужчины (145); 65,6% — женщины (278). 89,7% (366 человек) являются представителями русской национальности и 9,9% (42) — пред­ставителями народностей Кавказа. Ценностные ориентации респонден­тов измерялись на основе методики исследования ценностей индивиду­ального уровня Ш. Шварца (Schwartz, 2000). 9-балльная шкала использо-

Таблица 3

Структуры ценностных предпочтений исследуемых групп (от наиболее важных ценностей к наименее важным)

подпись: структуры ценностных предпочтений исследуемых групп (от наиболее важных ценностей к наименее важным)Ценностные предпочтения: средние значения

Русские

Кавказцы

Ценностные

Ориентации

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

М

М

М

М

Безопасность

4,04

4,05

3,85

4,08

0,66

0,68

0,86

0,57

Конформность

3,99

3,89

3,81

3,77

0,65

0,64

0,58

0,78

Т радиционализм

2,86

3,02

4,04

3,47

1,10

1,03

1,29

0,91

Благожелательность

4,45

4,41

4,12

4,55

0,56

0,58

0,80

0,54

Универсализм

3,67

3,70

3,68

3,82

0,64

0,57

0,56

0,63

Самостоятельность

4,57

4,50

4,43

4,33

0,69

0,66

0,65

0,54

Стимуляция

3,87

3,62

3,78

3,76

1,13

1,05

0,90

1,00

Г едонизм

3,75

3,86

4,00

4,12

1,07

1,00

1,13

0,92

Достижение

4,27

4,08

4,15

3,70

0,67

0,61

0,79

0,55

Власть

3,54

3,32

4,23

3,99

1,08

0,94

1,06

1,27

Русские

Русские

Кавказские

Кавказские

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

1

Самостоят.

Самостоят.

Самостоят.

Благожелат.

2

Благожелат.

Благожелат.

Власть

Самостоят.

3

Достижение

Достижение

Достижение

Г едонизм

4

Безопасность

Безопасность

Благожелат.

Безопасность

5

Конформность

Конформность

Традиция

Власть

6

Стимуляция

Г едонизм

Г едонизм

Универсализм

7

Г едонизм

Универсализм

Безопасность

Конформность

8

Универсализм

Стимуляция

Конформность

Стимуляция

9

Власть

Власть

Стимуляция

Достижение

10

Традиция

Традиция

Универсализм

Традиция

Таблица 4

Валась для оценки респондентом важности для него 57 ценностей, что позволяло рассчитать балл по каждой из 10 ценностей индивидуального уровня по Ш. Шварцу: Безопасность, Конформность, Традиция, Благоже­лательность, Универсализм, Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижение, Власть. Сравнение средних для ценностных предпочтений проводилось на основе Ц-критерия Манна-Уитни.

Результаты. Табл. 3 содержит результаты сравнений средних для ценностных предпочтений: русских мужчин и женщин; кавказских мужчин и женщин; русских и кавказских мужчин; русских и кавказс­ких женщин.

Русские мужчины показали значимо большее, чем женщины, пред­почтение ценностей Достижения (р<.01), Стимуляции, Власти и Конфор­мности (р<.05). Кавказские мужчины придали большую, чем кавказские женщины, важность ценностям Достижения и Традиционализма (р<.05). Кавказские мужчины значимо больше, чем русские мужчины, предпочи­тают ценности Власти (р<.05) и Традиции (р<.01). Аналогично, кавказс­кие женщины показали большее, чем русские женщины, предпочтение ценностей Власти (р<.05) и Традиции (р<.01) и меньшее предпочтение ценностей Достижения (р<.01).

В табл. 4 находятся структуры ценностных предпочтений русских и кавказских мужчин и женщин, где ценностные ориентации расположе­ны в порядке их предпочтения каждой из групп от наиболее важной к наименее важной.

Обсуждение и выводы. Представители четырех исследуемых групп одинаково оценили свои предпочтения относительно ценностей Безо­пасности, Благожелательности, Универсализма, Самостоятельности и Ге­донизма. При этом ценности Самостоятельности и Благожелательности находятся среди наиболее важных ценностей для респондентов незави­симо от их пола и национальности, Универсализм же — среди наименее важных. Так проявляется противоречивая структура ценностного бло­ка Самопреодоления респондентов, состоящего из ценностей Благоже­лательности и Универсализма: важны забота и участие для близких, од­нако толерантность и принятие более широкого круга людей становят­ся менее значимыми.

Кавказские женщины продемонстрировали большее предпочтение ценностей Традиции, чем русские женщины; тем не менее Традициона­лизм является наименее важной ценностью как для первых, так и для вторых, а также для русских мужчин. При этом кавказские мужчины от­носят ценности Традиции к группе наиболее предпочтительных. Так, вопреки представлениям о роли женщины как хранительницы тради­ций, возможно, именно мужчины на Кавказе представляются носителя­ми традиционных ценностей.

Как кавказские, так и русские мужчины одинаково высоко оценили важность ценностей Достижения. Предпочтение этой ценностной ориен­тации у русских и кавказских женщин значимо ниже, чем у русских и кавказских мужчин соответственно. Однако стоит отметить, что для кав­казских женщин ценности Достижения являются предпоследними по важности, в то время как для трех других групп эти ценности входят в тройку наиболее важных. Ценности Власти относятся к числу наименее важных для русских мужчин и женщин, являясь, тем не менее, значимо более предпочтительными для первых, чем для вторых. Одновременно с этим, кавказские мужчины и женщины одинаково высоко оценивают важность ценностей Власти. Так, проявляется структура культурных и гендерных различий ценностного блока Самоутверждение: кавказские женщины, ценя престиж и социальный статус, вероятно, менее ориен­тированы на их приобретение через личный успех, в отличие от кавказ­ских мужчин. Возможно, это связано с тем, что социальная роль женщи­ны на Кавказе ближе к традиционной, чем социальная роль женщины в русской этнической среде.

Таким образом, проведенный гендерный анализ позволил раскрыть некоторые кросс-культурные различия.

Список литературы

Levey T., Silver C. B. Gender and Value Orientations: What’s the difference? The Case of Japan and the United States // Sociological Forum, 2006. Vol.21, No.4, pp. 659-691.

Schwartz, S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1-65). New York: Academic Press, 1992.

Schwartz S. H., Prince-Gibson E. Value Priorities and Gender // Social Psychology Quarterly, 1998. Vol. 61, No.1. pp. 49-67.

Schwartz S. H., Sagie G. Value Consensus and Importance: A Cross-National Study // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2000. Vol. 31, No. 4. Pp. 465-497.

Т. А. Гаврилова

Уссурийск, Уссурийский государственный педагогический институт

Updated: 31.07.2013 — 12:16