КУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТРЕВОГА СМЕРТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛЕМИКИ)[3]

T. A. Gavrilova

Ussurisk, State Pedagogical Institution

Culture worldwiews and death anxiety (The rewiew of foreign polemic)

The short review of discussion about the functions of the culture woldview and its relation with death anxiety by J. Greenberg, T. Pyszczynski, S. Solomon «terror managment theory» and «coalition psychology» С. Б. Navarett is presented.

В последние годы в зарубежной научной периодике идет оживленная полемика по поводу роли тревоги смерти в детерминации различных со­циально-психологических феноменов, среди которых наиболее часто упоминается культурное мировоззрение. Начало полемике положила группа американских психологов J. Greenberg, T. Pyszczynski и S. Solomon, которые в рамках своей «теории управления ужасом» (Terror Managment Theory — ТМТ) связали культурное мировоззрение с тревогой индивида по поводу неизбежной конечности его существования (тревогой смерти).

Развивая идеи известного антрополога E. Becker (Becker, 1973) о культу­ре как средстве массовой защиты от «терроризирующей» человека трево­ги смерти и о генеративном потенциале этой тревоги, создатели ТМТ пред­лагают экспериментально-психологическое обоснование этих идей. Для этого ими была разработана оригинальная экспериментальная методо­логия (см. обзор в Landau et al., 2007), в которой тревога смерти впервые в истории ее эмпирических исследований выступает в качестве независи­мой переменной1. В этих целях при помощи разнообразных манипуля­ций2 у испытуемых актуализировалось осознание их неизбежной смерт­ности, которое, как предполагалось, возбуждало у них потенциал3 для развития тревоги. Такая манипуляция была названа «очевидностью смер­тности» (mortality salience, в дальнейшем — MS), что по-русски может быть лучше выражено как «напоминание о смертности». Все последующие после MS реакции и поступки испытуемых в рамках методологии ТМТ рассматриваются как порожденные тревогой смерти и, поскольку пред­полагается, что эта тревога может вызывать только защитные реакции, то зависимыми переменными в исследованиях выступают такие особеннос­ти поведения, которые трактуются как защищающие человека от «пара­лизующей» тревоги смерти. В ТМТ-экспериментах такими особенностя­ми выступают, прежде всего, особенности поведения, связанные с участи­ем в культуре.

Центральная гипотеза ТМТ состоит в том, что вера в то или иное принятое в данной культуре мировоззрение служит предохранением от потенциальной тревоги по поводу смерти и что напоминания о смерти должны увеличивать усилия по поддержанию этой веры, усиливать ее защиту. Для проверки этой гипотезы после MS испытуемым предлага­лось, например, оценить мнения и действия людей с противоположным культурным мировоззрением. Так, в одном из первых исследований (Rosenblatt et al., 1989) группе муниципальных судей после напомина­ний о смертности предлагалось прочитать описание правонарушения проститутки и назначить размер залога (от 100 до 999$), достаточного для того, чтобы выпустить ее на свободу. Так вот, если в контрольной группе, которой не напоминали о смерти, средний размер залога был около 50$, то в экспериментальной группе он оказался в среднем 455$. Таким образом, осуждение проститутки как нарушительницы приня­тых культурным норм было более сильным после напоминания людям об их смертности. Такая же тенденция проявлялась и тогда, когда испы­туемым предлагалось установить размер вознаграждения для женщи­ны, которая задержала преступника (средний размер вознаграждения в группе, подвергнутой MS, составил 3476$, в то время, как в контрольной он был в значимо ниже — 1112$).

Большая часть подобных исследований, — а их было проведено около трехсот за последние 15 лет в США, Канаде, Германии, Италии, Израиле, Нидерландах, Японии, Австралии, Иране и др. — подтверждают цент­ральную гипотезу ТМТ (Landau et al., 2007). Доказывается также, что напо­минание людям об их смертности вообще усиливает их просоциальное поведение (правда, только внутри своей культуры): после таких напоми­наний увеличивается приверженность культурным нормам и увеличива­ется оценка роли социального согласия (Pyszczynski et al., 1996).

ТМТ вызвала самую разностороннюю критику. Больше всего с ней не согласны приверженцы эволюционной психологии. Так, C. D. Navarrete с коллегами (Navarrete et al., 2004, 2005) приводит данные о том, что имеется большое количество культур, основанных на мировоззрении, которое не только не уменьшает тревогу смерти у своих членов, но даже и увеличива­ет ее (например, кальвинизм или католицизм). Он также сообщает, что не обнаружил реакций защиты культурного мировоззрения в ответ на напо­минания о смерти у коста-риканских испытуемых, но обнаружил его у них в ответ на напоминания о других угрозах (воровства личного имуще­ства, социальной изоляции и т. п.). В связи с этим и для альтернативного объяснения других эмпирических данных, полученных в рамках ТМТ, была выдвинута концепция коалиционной психологии (coalitional psychology — CP). Согласно этой концепции, системы защиты про-груп — повых норм закрепились в естественном отборе исключительно для об­легчения формирования коалиций, полезных для получения поддержки в проблемных ситуациях, адаптация в которых в одиночку затруднитель­на, но становится более эффективной за счет поддержки со стороны коа­лиции, к которой принадлежит индивид.

Сторонники ТМТ в ответ на эти замечания приводят множество аргу­ментов в пользу своей позиции. Прежде всего, они замечают, что не считают защиту от тревоги смерти единственной функцией культурного мировоз­зрения и что не отрицают, что оно способствует формированию и обслу­живанию определенных социальных отношений (Landau et al., 2007, с.493). Но они не могут согласиться с теорией коалиционной психологии потому, что с ее позиций невозможно объяснить полученные в ТМТ-исследованиях данные и некоторые факты, которые удается объяснить с позиций ТМТ. Так, например, как можно объяснить тот факт, что в мировоззрениях всех существовавших и существующих культур всегда присутствует сверхъесте­ственное измерение и что люди выражают свою про-групповую аффилиа- цию символическими способами, вовлекающими сложные системы веры. Например, если в какой-то местности поедание свинины чревато опаснос­тью из-за большой вероятности ее заражения вредными бактериями, то зачем для предупреждения об этом необходимо вовлекать некий духовный смысл, а не объявить об этом прямо? И если функцией коалиций является облегчение генной репликации, то почему так часто во главе этих коали­ций утверждаются пронационалистические лидеры, вовлекающие эти ко­алиции в изнурительные войны, и проигрывают лидеры, обладающие хо­рошими практическими навыками для выживания и воспроизводства? Почему также, если основной эволюционной функцией коалиций являет­ся предоставление групповой поддержки, то почему в истории культур так часты различного рода культы лидера?

Что касается отсутствия MS-эффектов у коста-риканских испытуемых, то, по мнению сторонников ТМТ, прежде всего — единственный нулевой эффект по сравнению с сотнями противоположных данных еще ничего не означает. К тому же они считают, что группа Navarrete не полно вос­произвела алгоритм экспериментальной схемы ТМТ и потому именно из — за этого могла получить результаты, не стыкующиеся с основными поло­жениями ТМТ (там же, с. 504).

Приведенный выше обзор, на мой взгляд, открывает широкую перс­пективу для новых осмыслений роли знания индивида о конечности сво­его существования и связанной с этим обстоятельством тревоги в детер­минации целого ряда социально-психологических феноменов. А «тео­рия управления ужасом», несмотря на уязвимые для критики аспекты, может стать основанием для продолжения полемики о функциях куль­турного мировоззрения в российской психологии.

Список литературы

Becker, E. The denial of death / E. Becker. — N. Y.: Free Press, 1973.

Landau, M. J. On the compatibility of Terror Management Theory and perspectives on human evolution / M. J. Landau, S. Solomon, T. Pyszczynski // Evolution. Psychol.

— 2007. — vol. 5(3). — P. 476-519. URL: http:/Www. epjournal. net (дата обращения 19.03.2008).

Pyszczynski, T. Whistling in the dark: Exaggerated estimates of social consensus in response to incidental reminders of mortality/ T. Pyszczynski, R. A.Wicklund, S. Floresky, G. Gauch, S. Koch, S. Solomon, J. Greenberg // Psychol. Science. — 1996. — V. 7. — P. 332-336.

Navarrete, C. D. Anxiety and intergroup bias: Terror Management or Coalitional Psychology? / C. D.Navarrete, L. A.Kirkpatrick / / Group process & intergroup relations. — 2004. — V.7(4). — P. 370-397.

Navarrete C. D. Death concerns and adaptive chalanges: The effect of coalition­relevant chalanges on worldview defense in US and Costa Rica // Group process & intergroup relations. — 2005. — V. 8(4). — P. 411-427.

Navarrete, C.D. Normative bias and adaptive challenges: a relational approach to Coalitional Psychology and a critique of Terror Management Theory / C. D.Navarrete, M. T.Fessler // Evolution. Psychol. — 2005. — Vol. 3. — P. 297-325. URL: http:// Www. epjournal. net (дата обращения 09.01.2006).

Rosenblatt, A. Evidence for terror management theory I: The effects of mortality salience on reactions to those who violate or uphold cultural values / A. Rosenblatt, J. Greenberg, S. Solomon, T. Pyszczynski, D. Lyon // J. Pers. Soc. Psychol. — 1989. — V. 57. — P. 681-690.

Примечания

1 До этого тревога смерти традиционно исследовалась исключительно как зависимая, — от пола, возраста, личностных и социальных характерис­тик, — величина.

2 Например, просмотр документальных видеокадров о натуралистичес­ких сценах смерти, пребывание около похоронных процессий, заполнение опросников об отношении к смерти, мини-сочинения о наиболее вероят­ных особенностях собственной смерти и т. п

3 Именно «потенциал» для развития тревоги, а не само по себе состояние тревоги. Это принципиальная посылка ТМТ, связанная с дуальной моделью защиты человека от осознания своей неизбежной смертности.

Г. В. Гатальская, Н. М. Ткач

Гомель, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Updated: 31.07.2013 — 13:33