ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

J. V. Donoeva

Ulan-Ude, Buryat State University

The ethnic-psychological and ethnic confessions factors in forming of healthy lifestyle

The through analysis of ethnic confessions factor in forming of healthy lifestyle is held. The role and potential of ethnic confessions traditions in forming of healthy lifestyle are shown.

В последнее время интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание специалистов и широкий круг населения. И это, на наш взгляд, обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: «искусство продлить жизнь — это искусство не укора­чивать ее!».

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью челове­ка и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие "здоровье" с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Александ­ровский, 1976; Василенко, 1985; Казначеев, 1975; Николаева, 1991; Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное по­нятие « здоровье индивида» (Яковлева, 1998, с. 364-366).

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, име­ет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармо­ния противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здо­ровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Эпи­курейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии пол­ного удовлетворения всех потребностей. Согласно К. Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врож­денный потенциал человеческого призвания» (Васильева, 1997, с. 406-411). К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, от­крытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя (Роджерс, 1994.).

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мо­тивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной моти­вации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточ­но (Брехман, 1987).

Как отмечает Ю. П. Лисицын, здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. «Здоровый образ жиз­ни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможно­сти в интересах здоровья, гармонического физического и духовного раз­вития человека» (Лисицын, 1982, с. 35).

Мы придерживаемся точки зрения Васильевой О. С., в том что, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привы­чек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жиз­ненные цели и ценности и формирование установки на здоровый образ жизни (Васильева, 1997, с. 406-411).

Жизнедеятельность человека во многом детерминируется сложивши­мися в течение длительного времени культурными традициями общнос­ти, в котором растет и воспитывается индивид, в котором жили старшие поколения. Комплекс культурных традиций общества на практике пред­ставлен национальной, этической и религиозной спецификой народно­сти. Эти традиции формировались, развивались и изменялись в течение всего исторического процесса под действием различных эндогенных и экзогенных факторов. В результате образовались многообразные по фор­ме и функциям культурные нормативы, выраженные в виде традиций, обычаев, ритуалов и др., которые оказывают влияние практически на все сферы человеческой жизнедеятельности (Ильин, 2003).

Здоровый индивидуум и здоровое общество — это синонимы. Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое «здоровый образ жизни»? На наш взгляд, здоровый образ жизни — это индивидуальная система разумного поведе­ния человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-ре­лигиозных и национальных традиций, присущих нашей цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, тех­ногенной и социальной) и активное долголетие.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь — это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жиз­недеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, бази­рующиеся на религиозной этике и мировосприятии (Дубова, 2000).

Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направле­ны на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нор­мах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиоз­ными организациями, относительно следующих основных угроз здоро­вью, очевидны общие черты:

1. Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фак­тор, ухудшающий состояние здоровья нации;

2. Употребление психоактивных веществ неприемлемо, причем это ут­верждается не только современными священнослужителями, но также подробно рассматривается в древнейших религиозных книгах с позиции максимального ограничения;

3. Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных за­болеваний. У мусульман, например, личная гигиена сакрализована, что имело определенные исторические предпосылки: бытовые условия кочевых племен в засушливой климатической зоне затрудняли поддержание чисто­ты тела при сопутствующем риске развития инфекционных заболеваний.

4. Любая религия расставляет приоритеты в значении пищи для жиз­ни человека, строго определяя качественный и количественный состав продуктового рациона (Психология здоровья, 2003).

Таким образом, здоровый образ жизни в настоящее время понимается в качестве самой оптимальной формы поведения граждан, в связи с чем воз­никает острая необходимость изучения его основных принципов и техноло­гий пропаганды. На наш взгляд, структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально­бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека.

В процессе социализации посредством богатейшего духовного насле­дия народа, а именно, пословиц, поговорок, сказок, мифов, большинство людей усваивают основные морально-этические нормы, правила поведе­ния в обществе, обычаи и традиции. Пословицы и поговорки, сформиро­вавшись в далеком прошлом, бытуют на протяжении всего историческо­го развития общества, фиксируя изменения, происходящие в повседнев­ной жизни, принципах, обычаях, мировоззрении людей. Известно, что пословицы, как мудрые и меткие изречения, употребляются в обычном речевом обиходе людей и еще с детства воспитывают отношение к здоро­вому образу жизни. Примером могут служить следующие русские посло­вицы: «Деньги — медь, одежа — тлен, а здоровье всего дороже»; «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле!»; «Больному и золотая кровать не поможет»; «Береги платье снову, а здоровье смолоду»; «Здоро­вому всё здорово»; «Здоров буду — и денег добуду»; «Здоровье — всему голо­ва, всего дороже» (Даль В. И. Напутное//Даль В. И. Пословицы русского наро­да.- М.,1957). А так же бурятские пословицы: АрьбалЪан аминда туЬатай, хооЬон угэ туЬагуй (Бережливость для жизни полезна, а бережность — для организма); Убдэхэ — зоболон, элуур ябаха — жаргалан (Быть больным мучение, а быть здоровым — блаженство); Сархаг шэлээ, сабын эзэн мунхэ болог (Вино кончилось, пусть хозяин дома долго живет); Уригуй болбол баян гээшэ, убшэгуй болбол жаргал гээшэ (Нет долгов — богатство, а нет болезни — блаженство); МэдэхэЬээ улуу эрдэм угы, мэндэ ябахаЬаа улуу жаргал угы (нет дороже знаний, нет дороже здоровья) (Шагдаров Л. Д., Ха- монов М. П. Буряад, ород оньНон, хошооугэнууд, 1996 г.).

Таким образом, налицо колоссальный потенциал этноконфессиональ — ных организаций и национальных традиций в формировании здорово­го образа жизни.

Список литературы

Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л., 1987. — 125 с.

Васильева О. С. Валеология — актуальное направление современной психологии / / Психологический вестник РГу. — Ростов-на-Дону, 1997, Вып. 3. — С. 406-411.

Даль В. И. Напутное // В. И. Даль. Пословицы русского народа. — М., 1957.

Дубова Е. Т. Духовный кризис в современной России и практическая писхо- логия / / Журнал прикладной психологии. — 2000. — №1. — С. 29-39. №2. С. 37-45.

Ильин И. А. Религиозный смысл философии / И. А. Ильин. — М.: Изд-во АСТ, 2003. — С. 560-566.

Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гуревич и др. / Под. ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 504 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

Шагдаров Л. Д., Хамонов М. П. Буряад, ород оньЬон, хошоо угэнууд. (Бурятс­кие, русские пословицы и поговорки). — Улан-Удэ: Изд-во Бэлиг, 1996.

Яковлева Н. В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Пси­хология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып.2. — С. 364-366.

О. А. Екимчик

Кострома, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

Updated: 05.08.2013 — 07:35