ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ МОЛДОВЫ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ЦЫГАН

N. G. Caunova

Chisinau, Institute of Cultural Heritage, Academy of Science of the Republic of Moldova

Representations of youth of Moldova about an ethnic group of gipsies

Article is devoted empirical research of representations of youth of Moldova about an ethnic group of gipsies. The data about is presented what relation is present among students concerning gipsies on the basis of what they have sized up them and what experience of dialogue with gipsies have.

Современное общество Молдовы является полиэтничным и поликуль — турным. Сегодня в Молдове наряду с титульным этносом — молдаванами, проживают представители таких национальностей, как украинцы, рус­ские, болгары, гагаузы, поляки, евреи, цыгане и другие. Наименее изу­ченным этносом являются цыгане. Несмотря на то, что есть работы исто­риков, социологов, этнологов, посвященные цыганскому этносу, их край­не мало, а психологические исследования и вовсе практически отсутству­ют. Исключение составляет эмпирическое исследование Л. М.Сосниной (2005), которое направлено на изучение социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях, на примере русских, молдаван и цыган.

Анализ исследований в области психологии межэтнических отно­шений, показал, что по сравнению с другими этническими группами, именно о цыганах имеются слабые представления и наиболее сильные предубеждения и предрассудки. Так, можно обратиться к эмпиричес­кому исследованию И. И.Кауненко (2007), которое было направлено на изучение этнической идентичности титульного этноса и этничес­ких меньшинств (болгар, гагаузов, русских и украинцев). Исследуя иерархию этнических предпочтений, т. е. субъективного статуса этни­ческих групп Молдовы было выявлено, что наиболее низкий уровень в иерархии исследуемых групп, занимает группа цыган. Этот результат отчасти может быть связан с тем, что о данной группе мало знают, но вместе с тем, именно этот результат показывает, что требуется отдель­ное эмпирическое исследование.

Цыгане («рома») — это потомки выходцев из древней Индии (треть об­щей лексики с современными индусами). Сегодня цыгане проживают практически во всех странах мира. Этот многочисленный народ не имеет ни письменности, ни территории, но сохраняет свои традиции, язык и уникальную культуру. При этом цыгане являются довольно закрытой группой с жесткой иерархичностью, подчиняющейся своим законам, правилам. Согласно последней проведенной переписи населения (2004г.) в Республике Молдова проживают более 12 тысяч (12 275) цыган. Однако, по неофициальным данным, в республике проживает около 100 тысяч ромов (Думиника, 2008, с.175). Местом наиболее компактного прожива­ния цыган на территории Молдовы является г. Сороки. Из 30 тысяч жите­лей этого города около 10 тысяч — это цыгане.

В данной статье мы ограничимся представлением и анализом дан­ных, полученных с помощью анкеты и методики Г. У Солдатовой «Диаг­ностический тест отношений» (ДТО). В исследовании приняли участие 38 студентов 2-го и 3-го курсов ВУЗов г. Кишинёва Республики Молдова.

При помощи анкеты мы пытались выяснить, как молодежь относить­ся к представителям цыганского этноса, на основе чего они составили о них свое мнение и какой опыт общения с цыганами имеют. Обратимся к полученным данным. Более одной трети респондентов (39,5%) относятся к цыганам «недоверчиво, с подозрением»; 15,8% — «игнорируют», а 26,3 % опрошенных относятся «нейтрально». Положительное отношение к цы­ганам демонстрирует лишь небольшая часть студентов — «уважают» 5,2%, «симпатизируют» 5,2% и «относятся с интересом, любопытством» 7,9%.

Чаще всего представления молодёжи о цыганах складывается на ос­нове «личного опыта общения» 47,6% и на основе «рассказов друзей, род­ственников, знакомых» 52,6%. Судят о цыганах по «сообщениям СМИ» и по «кинофильмам и художественной литературе», соответственно 23,7% и 34,2% респондентов; «имеют друзей, родственников, знакомых среди цыган» 15,8%, «затрудняются ответить» 13,2% и «не имеют представле­ния о цыганах» 2,6 %.

Более половины студентов характеризуют свой опыт общения с цыга­нами одновременно и как положительный, и как отрицательный 52,6 %, «не имеют опыта общения с цыганами» 28,9%, «имеют только отрица­тельный опыт» 13,2%. Лишь 2,6 % молодежи имеют «исключительно по­ложительный опыт общения» и 2,6% затрудняются ответить.

Исследование эмоционально-оценочного компонента этнического сте­реотипа выявило, что такие показатели, как выраженность(5) и направ­ленность (Б) слабо отрицательны — (-0,005) и (-0,003). Коэффициент амби­валентности (А) достаточно высок (0,723), что говорит о высокой неопре­деленности образа цыган у молодежи. Таким образом, можно сказать, что у молодёжи стереотип относительно цыган достаточно противоречив и слабо отрицателен.

Если обратиться к содержательному аспекту этнического стереотипа студентов относительно цыган, то можно отметить следующее. У типич­ного представителя этнической группы цыган студенты выделяют такие качества как хитрый: (3,71), навязчивый (3,68), настойчивый (3,63), гор­дый (3,47), темпераментный (3,45), активный (3,39). Наименее выражен­ными качествами у цыган, по мнению молодежи, являются такие каче­ства, как бесхарактерный (1,5), педантичный (1,61), дипломатичный (1,61), покладистый (1,66), аккуратный (1,71), трусливый (1,74).

Итак, изучение представлений молодёжи о цыганах выявило их про­тиворечивость в связи с бедным опытом взаимодействия, слабыми знани­ями о данной группе — всё это может стать основой для формирования предубеждений. Эмпирическое изучение особенностей представлений о цыганах у молодёжи, даст возможность разработки адекватных молодёж­ных программ по поликультурной компетентности, профилактики ксе­нофобии, а так же даст возможность познать лучше этот удивительный народ, сохранивший свою самобытность, несмотря на все тяготы их жиз­ненного пути.

Список литературы

Думиника И. Ромы Республики Молдова //Материалы международной научно-практической конференции по цыганознанию «Ромы Украины: из прошлого в будущее» 10-11 июня 2008. — Киев, «Юстиниан», 2008.- С. 175-178.

Кауненко И. И. Проблемы этнической идентичности или Свой путь / / Перекрёстки. — 2007. — № 3-4. — Вильнюс, С. 123-151.

Соснина Л. М. Сравнительное исследование социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях (на примере русских, молдаван и цыган). Дисс. канд. психол. наук. — Москва, 2005.

В. В. Кириенко

Гомель, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого

Updated: 08.08.2013 — 14:20