ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ ТЕРРИТОРИЙ V. K. Malkova

Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology RAS The Research of historic-cultural Brands of Territories

This paper was based on the results of the author’s research and was prepared within the bounds of a concept of a creation of brands of territories. The author tried to study — what historic-cultural values and characteristics of the territories and regions can be the more important in the process of forming and construction of their mass images. In the results of the analysis of the characteristics of the Northern Caucasus’ republics (which had been called by the respondents) the author concludes that the lists of the more important for mass conciseness values and characteristics are individual for every region, dynamic and may be not only positive, but also negative.

В настоящее время в России (как и в других странах) активно развивает­ся новое бизнес-направление — «брендинг» или «брендирование», то есть, создание бренда, марки, формирование имиджа или образа предметов и явлений. Бренды, разрабатываемые во многих сферах жизни, используют­ся для презентации этих предметов и явлений в общественном простран­стве с целью их успешного продвижения на рынке. Они информируют людей о предметах потребления, промышленно-сырьевых кампаниях, хол­дингах, средствах массовой информации, политических партиях и обще­ственных объединениях… А в последние десятилетия создание брендов впрямую касается и регионов, городов, других территорий и мест.

Важно отметить, что бренды, образы, имиджи территорий формирова­лись и создавались всегда, причем эти процессы шли как стихийно, так и направленно. В их создании принимали и принимают участие обычные люди, в основном это очевидцы, и специалисты — журналисты, политики, бизнесмены, авторы школьных учебников и справочников, деятели литера­туры и искусства (писатели, поэты, особенно песенники, певцы, художни­ки), а также туристические агентства. Но в настоящее время появился ряд специалистов (пиар-менеджеры, имиджмейкеры, маркетологи и др.), направ­ленно формируют образы — бренды явлений и спрос на них, определяют перспективы сбыта и конкуренции. Это происходит и в сфере формирова­ния брендов или образов, имиджей территорий, городов, регионов и других мест. Причем здесь особенно выделяется и подчеркивается уникальность и успешность конкретного пространства или его отдельных частей.

Заметим, что целью создания брендов территорий в современных ус­ловиях становится серьезная, хотя зачастую и незримая конкурентная борьба регионов, городов и стран за привлечение к себе инвестиций, за успешное и доходное развитие туристического бизнеса, за привлечение квалифицированной рабочей силы. Кроме того, цель создания брендов территорий — это не только создание образа региона или другого места, но и стремление распространить этот образ в пространстве для получе­ния максимальной пользы и выгоды для себя. При этом очень важным является и проведение в регионах и городах значимых общественных мероприятий, например, за звание и статус — «первый», «лучший», «са­мый большой», за размещение крупных производств, финансовых пото­ков, за трудовые ресурсы. И в этой связи, кроме экономических, большое значение приобретают историко-культурные бренды территорий и мест, включающие в себя большое число ярких и важных для восприятия и запоминания компонентов. И они важны не только для привлечения в регион так называемых «внешних пользователей», но имеют большое значение и для постоянных жителей этих территорий, формируя у них гордость, патриотизм и этнорегиональную идентичность. Поэтому исто­рико-культурные бренды регионов можно также рассматривать в каче­стве одного из важных ресурсов инновационного развития регионов.

При создании брендов территорий важна целевая аудитория, для ко­торой выделяется или подчеркивается та или иная характеристика мес­та. Например, для серьезных инвесторов, бизнесменов и предпринима­телей интересно и важно наличие в регионах определенных сырьевых ресурсов и полезной для них промышленной инфраструктуры, наличие удобного транспорта и недорогих трудовых ресурсов. Для людей, ищу­щих работу, важна информация о наличии лучших, чем в других местах, условий трудоустройства и разнообразных социальных возможностей. Молодежи важны определенные условия для получения образования, для трудоустройства, создания семьи и интересного досуга… Для туристов и путешественников интересны необычные природные достопримечатель­ности, специальные туристические маршруты, оригинальные музеи и их коллекции, места жизни известных людей, места памятных историчес­ких событий и т. д. Необычность и уникальность места, предмета и явле­ния — важная составляющая привлекательной характеристики региона. Но вместе с этим имеют значение и такие характеристики места как кри­минальная обстановка в регионе, условия для получения образования, быстрая связь с Главным городом и другое.

Рассматривая бренды территорий, важно подчеркнуть, что они быва­ют текущими и желаемыми. Поэтому при формировании желаемых или направленных брендов — имиджей территории необходимо сначала объективно оценить ее текущий имидж, выявить его слабые и сильные стороны, а также — восприятие территории гостями, инвесторами, жите­лями. Это можно сделать с помощью мониторингов средств массовой ин­формации, с помощью опросов экспертов и общественного мнения.

С этой целью в ИЭА РАН в сентябре-октябре 2009г. был проведен экспертный опрос. Нами было опрошено 87 респондентов из Москвы, Екатеринбурга, Сургута, Казани, Омска, а также из Киргизии и Придне­стровья. Среди них — научные работники, журналисты, чиновники реги­ональных и муниципальных администраций, студенты старших курсов вузов. Все это — люди, широко представляющие себе российское и миро­вое пространство и способные более-менее осознанно оценивать реаль­ную действительность.

Основная цель нашего анкетного опроса состояла в выявлении впе­чатлений, представлений и ассоциаций, связанных у опрашиваемых с названиями регионов Южного Федерального округа России. В него, как известно, входят республики Северного Кавказа, которые в данном иссле­довании нас интересовали особенно, а также Краснодарский и Ставро­польский края и три области. Для сравнения респондентам было пред­ложено вспомнить и о таких местах как Париж, Лондон, Москва, Екате­ринбург и город их детства. В процессе опросов мы считали необходи­мым выяснить — какие ценности, характеристики мест и их особенности производят на людей наибольшее впечатление, и что чаще всего запоми­нается ими и упоминается в их рассказах об этих местах.

Представлю коротко некоторые результаты и выводы нашего иссле­дования. Итак, среди самостоятельно названных респондентами 1857 брендовых характеристик, можно выделить следующие блоки:

1) Воспоминания, представления и ассоциации, связанные с географи­ей и природными условиями конкретных регионов (это чуть больше 30% ха­рактеристик). Ответы наших респондентов (напомним, что среди них не быгло местных жителей) показали хорошее знание ими общих образов места, в первую очередь — именно природно-географических особеннос­тей территорий ЮФО. Значимыми для современного массового созна­ния в этом блоке оказались практически все составляющие — и географи­ческое расположение региона, и наличие на этой территории запомнивших­ся городов и селений, и теплый климат, и наличие естественных природных достопримечательностей — гор и долин, рек, озер и морей и других при­родных объектов. Особо отмечались горные красоты, красивый ландшафт, просторы, магия степи, ее размах, вольность.

2) Второй блок по частоте упоминаний характеристик территорий свя­зан с местным населением, с его этнокультурными особенностями и обра­зом жизни. Их доля в общем объеме брендовыгх характеристик превыша­ет 24%. В этом списке особенно заметно выпделяются упоминания и пред­ставления о полиэтничности и многолюдности южных регионов России, о проживающих на каждой территории региональных сообществах (казаки, кавказцы, горцы), а также — о конкретных национальностях. В анкетах неоднократно упоминались элементы местной духовной и материальной культуры — дома-крепости, аксакалы, джигиты с кинжалами, девушки с кувши­нами, … национальные традиции, обычаи, обряды, национальные танцы, поэзия… И воспоминания о вкусной местной пище. Определенное место в пред­ставлениях людей о регионах ЮФО занимает и религиозный фактор. В представлениях наших респондентов Северо-Кавказские республики и другие области ЮФО чаще всего связыгваются с исламом, шариатом, ме­четями, с ваххабизмом и религиозный фанатизмом. Разумеется, кроме этого, не забыгты и православие, и буддизм Калмыкии.

Значимыми составляющими в образах территорий оказались и этно­психологические особенности жителей этих мест. Наши респонденты выпде — ляют и подчеркивают такие качества местных народов как: доброжелатель­ность и открытость людей, их доброту, удаль, ум, талант, внешнюю красоту, достоинство… При этом у горцев, отмечают их яркую ментальность, стра­стный характер, порой — гипертрофированную гордость, воинственность, доброту до поры — до времени, жестокость… Некоторые респонденты с сожа­лением выпделили и такие особенности жизни как: первобытность населе­ния, традиции средневековья; кровная месть и другие… Что здесь реальность, а что мифология — это массовое сознание не фиксирует и не разделяет.

3) Следующий по частоте упоминаний блок брендовыгх характеристик территорий и субъектов ЮФО — это негативные впечатления, воспоминания и представления о Северо — Кавказских республиках. Их доля также сравни­тельно высока — почти 22%. Признаться, мы не ожидали такого всплеска информации и эмоций по этому поводу. Наряду с массой позитивных впе­чатлений о красотах и других достоинствах южных регионов России, наши респонденты не могли не отметить и вопиющие их недостатки. В массовых представлениях они действительно широко распространены.

Прежде всего — это социальные проблемы: Бедность, с одной стороны, и чаще всего необъяснимое богатство — с другой, разруха, безработица, криминал, беззаконие, коррупция, кумовство и клановость, полная безыс­ходность и даже тупик… И конечно, масса негативных впечатлений и далеко выплеснувшихся эмоций связывалось у наших респондентов с военными действиями на территориях Северо-Кавказских республик. Речь шла о неблагоустроенности местного быта и местных дорог, где даже танки с трудом могут пройти. В список негативных брендовых ха­рактеристик этих территорий добавились эмоции тревожности, опаснос­ти, страха, нестабильности, беспокойства… В перечень негатива включи­лись и ассоциации, связанные с трагедией Буденновска и Беслана, с болью и горем людей, переживших и переживающих бесконечные теракты и убийства, вооруженные столкновения, непонятные военные конфликты, трагедии с за­ложниками и прочее, и прочее. Нам представляется, при направленном формировании историко-культурных брендов территорий и регионов ЮФО эту тему обойти будет невозможно.

4)Однако, возвращаясь к другим позитивным впечатлениям, которые в количественном отношении оказались не столь значимыми, но очень важными для формирования целостного образа территорий, их истори­ко-культурных брендов, перечислим и их:

— Это экскурсионно-туристическая и курортно-лечебная привлекатель­ность территорий с их прекрасным ландшафтом, с минеральными ис­точниками и обилием фруктов и овощей. Об этом с большой симпатией упоминали наши респонденты.

— Это и богатая событиями история края, которая, как оказалось, при­влекает внимание не только известными достопримечательностями про­шлого, но и местами, связанными с жизнью или пребыванием здесь пуб­личных персон, причем, не только исторических, но и современных (поли­тики, артисты и др. персонажи);

— Это и такие составляющие как спорт, особенно лыжный и альпи­низм, отдельно выделялся и интерес к будущей Олимпиаде в Сочи;

Но, кроме того, респондентами упоминались и местные команды КВН, которые в последнее время стали известны на всю Россию. А воспомина­ния и представления о местных музеях на территориях ЮФО оказались очень редкими. Хотя, заметим к слову, что в других местах, например, в Москве, Лондоне, Париже, о которых мы также спрашивали, музеи вы­деляются особо.

Таким образом, наше небольшое исследование позволило наметить не­которые направления в изучении новой для этнопсихологической и этно — социологической науки и российской практики проблемы — использова­ние историко-культурных и этно-культурных особенностей территорий в качестве важного ресурса их инновационного развития. Исследование по­зволило выявить и акцентировать некоторые наиболее значимые составля­ющие текущих историко-культурных брендов в конкретных районах юж­ной России и их иерархию в общественном сознании. В процессе исследо­вания выяснилось, что в общественных представлениях набор брендовых историко-культурных характеристик на каждой территории свой, и он во многом уникален, достаточно динамичен и включает в себя как позитив­ные, так и негативные элементы. Научное знание этих особенностей дает возможность сделать более успешной необходимую коррекцию текущих брендов территорий, идеологически и практически усилить или смягчить желаемые или негативные составляющие их образов.

Й. Мардоса

Вильнюсский педагогический университет

Updated: 20.08.2013 — 02:34