Odessa, South Ukrainian National Pedagogical University
Named after K. D. Ushinskyy
The attitude to the love and its influence on the main family values of the representatives of different ethnic groups
The article presents the research results about the love relationships of different ethnic group. The author shows their influence on the agreement of the family that the Bulgarian ethnic group representatives have the stronger influence that the other groups.
Одесский регион является полиэтническим: здесь издавна проживают люди, которые относятся к представителям разного этноса: украинцы, русские, евреи, болгары, молдаване, греки, гагаузы, немцы. Имеются албанцы, чехи, поляки. Со времен образования Одессы в жилы многих одесситов влилась греческая, итальянская, а также французская кровь. Сегодня регион пополнился представителями кавказских национальностей — армян, грузин, азербайджанцев, осетин и др. Все это, естественно, приводило как в прошлые времена, так и сегодня к образованию большого числа межэтнических браков.
В то же время в Одессе и Одесской области проживают рядом, в одних и тех же селах, районных центрах, в самих городах семьи, которые относятся к разному этносу. Система ценностей и традиций в таких семьях различна. Наблюдения показывают, что эти семьи отличаются по характеру взаимоотношений между супружескими парами и отношений родителей с детьми.
Как утверждает В. Г. Крысько, этнические корни проявляются и иногда становятся источником человеческих трагедий (Крысько, 2002, с.85). Можно предположить, что конфликтность тех или иных семей связана с этническими особенностями супругов.
Создание семьи начинается со знакомств, встреч, ухаживаний, проявлений первых симпатий, которые в большинстве случаев перерастают в любовь. Юноши и девушки сегодняшнего одесского региона, как правило, являются представителями разных наций. Зачастую, каждый из них является потомком нескольких этнических групп, а, значит, и носителем нескольких национальных культур, что проявляется в системе ценностей.
Мы поставили перед собой цель: изучить отношение к любви, как к ценности, у представителей разного этноса. Для этого мы провели исследование по двум методикам: «Тест о любви» (Диагностика семьи., 2004, с.375-377). По результатам теста определяется уровень переживания любви, как значимого чувства и отношении к партнеру. Вторая методика была подготовлена нами и представляет собой опросник, разработанный с целью определения значимости любви в сравнении с прагматическими ценностями.
Опросник насчитывает 16 утверждений-вопросов. На каждый вопрос испытуемые должны были ответить — «да» или «нет». При обработке результатов выделялись две шкалы: «любовь» и «прагматические интересы». За каждый положительный ответ испытуемый получал один балл. Количество баллов, полученных по шкалам «любовь» и «прагматические интересы», показывает, какая шкала превалирует.
Исследование было проведено на выборке студентов первого и третьего курсов Института психологии и факультета начальных классов ЮНПУ им. К. Д. Ушинского. Всего в исследовании принимало участие 125 студентов. Из них 105 девушек и 20 юношей. Анализ выборки испытуемых по национальной принадлежности, показывает, что из них 58,06% — украинцы, 16,10% — болгары, 6,45% — туркмены, 4,84% — русские. По 1,61%
— армяне, молдаване, латыши, а также испытуемые, у которых родители состоят в смешанных браках: 4,84% — русские и украинцы, 3,22% — болгары и украинцы, 1,61 % — грузины и украинцы.
В результате проведения исследования по первой методике мы получили следующие данные: 44,8% испытуемых переживают идеальную любовь к своему избраннику. При этом проявляется большой интерес к его личности, стремление понять его (ее) и разделить всю свою жизнь с ним (с нею). 55,2% испытуемых увлечены переживанием самого чувства любви, при этом они меньше интересуются личностными особенностями своего избранника (избранницы). Такое преобладание увлеченностью переживанием чувства любви объясняется, на наш взгляд, выборкой испытуемых — 17-20 лет, возраст, в котором потребность любить является одной из самых значимых. Поэтому переживание этого чувства, значимость его является главным предметом, при котором сам объект любви не всегда видим и даже не столь значим.
Сравнивая результаты, полученные на разных этнических выборках, мы видим, что около 36,1 % украинцев, 54% болгар проявили способность к идеальной любви, то есть у этих испытуемых проявляется принятие любимого человека, интерес к его личности, стремление заботиться о нем. Любовь у них возникла благодаря значимости самого человека. Остальные испытуемые — украинцы и болгары — проявили увлеченность самим переживанием чувства любви. Среди русских только два человека проявили способность к идеальной любви, а остальные — проявили увлеченность самим переживанием чувства любви.
Как видим, именно у болгар наблюдается ориентация на значимость личности избранника (избранницы) любви в большей степени, чем у представителей других национальностей.
Результаты, полученные по второй методике, показали, что большинство испытуемых способны к высокому проявлению чувства любви, однако определенные прагматические интересы при построении любовных отношений все-таки имеют место. Сопоставляя ответы респондентов — представителей разных национальностей, можно сделать вывод, что испытуемые-болгары дают больше положительных ответов в оценке любви, как значимого чувства, чем испытуемые других национальностей. Разница составляет 27%, что свидетельствует о том, что любовь и личность самого избранника (избранницы) являются для них более значимыми, по сравнению с представителями других национальностей.
Исходя из полученных результатов исследования, мы выдвинули гипотезу, в которой предполагаем, что семьи болгарского этноса более прочные — в них меньше разводов, меньше неполных семей и меньше конфликтов в семьях.
Для проверки гипотезы мы провели исследование с помощью анкеты и методики РОП (ролевые ожидания и притязания в браке), разработанной А. Н. Волковой (Практикум…, 2000). Опрос с помощью анкеты был проведен на выборке студентов, методика РОП — среди 48 испытуемых, которые составили 24 пары. Среди этих пар были молодые супружеские пары (12 пар), 7 пар, проживающих в гражданском браке и 5 пар, которые встречаются. Среди них были представители украинской, болгарской, русской и др. наций.
54% изучаемых пар представляют собой пары, в которых супруги относятся к одной нации, а остальные 46% — являются представителями разных наций: русские-украинцы, болгары-украинцы, русские-болгары и др.
Анализ полученных результатов по методике РОП показал, что в болгарских парах наблюдается больше согласованности в важнейших семейных ценностях. Так, 84% из числа исследованных болгарских пар проявили согласованность, в то время как у представителей других наций согласованность важнейших семейных ценностей в парах выразилась у 42% изученных пар.
Опрос, который мы провели среди студентов и 24 пар, показал, что частота конфликтов в болгарских семьях наблюдается реже, чем у представителей других наций. На наш взгляд, это можно объяснить традициями, в которых воспитаны супруги. В болгарских семьях ценность семьи воспитывается у детей с раннего детства, прежде всего на примере родителей. Болгары связаны более крепкими родственными отношениями, у них четко распределены ролевые функции в семье и отец играет решающую роль в воспитании детей.
Результаты были подвергнуты корреляционному анализу, который показал наличие корреляции между данными, полученными по первой, второй и третьей методикам.
Список литературы Диагностика семьи. Методики и тесты. //Редактор-составитель Д. Я. Рай — городский. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004. — 736 с.
Крысько В Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / /Под общей редакцией А. А. Крылова, С. А. Маничева — СПб.: «Питер», 2000. — 560 с.
Ю. В. Мочалова
Москва, Московский государственный университет
Им. М. В. Ломоносова