К ТЕОРИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: МЕСТО НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОРДОВСКОЙ ДИАСПОРЫ В СИБИРИ)

L. I. Nikonova Scientific Research Institute of the Humanities by the Governmentof the Republic of Mordovia

To the Theory of Ethnic Psychology: the Place of Popular Medicine in the System of Psychotherapeutic Means of Influence (Based on Materials of Ethnographical Study of Mordovian Diaspora in Siberia)

Brief analysis of aspects on ethnic psychology is made in the article on basis of materials of 2009 ethnographic expedition to Siberia and the Far East. In private life together with biological means (herbs, for example) the treatment is accompanied with the plots, which can be attributed to one of the psychotherapeutic methods. Various texts of plots are used the present day as well.

Народная медицина есть органическая часть жизни этнокультурной обшдости, активно участвующая в охране здоровья и связанная с систе­мой ценностей и религиозных верований данного общества. Важнейшей особенностью лечебного процесса в народной медицине является сплав различных уровней ее воздействия на человека: лекарственных средств, физиотерапии, психотерапия. Как правило, в целостную систему средств народной медицины входит в той или иной форме психотерапия. Психо­терапия — эта та область, в которой народные целители добились высоких результатов, благодаря многовековому отбору ее форм и приемов прове­дения. Кроме того, что психотерапия довольно часто выступает интегра­тивной силой в конкретном процессе лечения, она имеет в рамках народ­ной медицины еще ряд существенных функций. Назовем две важнейшие из них. Психотерапевтические приемы направлены не только на лечение больных людей, но и используются в регулярно проводимых ритуалах, охватывающих всех взрослых членов общности. Еще одной фундамен­тальной функцией психотерапии в форме ритуала является целенаправ­ленное формирование определенных черт характера в связи с потребно­стями конкретного общества, экологией. Значительный психотерапевти­ческий эффект во многом основывается на вере в целителя. Народные целители являются хранителями знаний, накопленных за многие века в традиционной культуре. Таким образом, народные целители представ­ляют собой социальную группу, вышолняюшую в обществе важную куль­турную функцию, а современная психотерапия своими корнями уходит в многовековым: опыт народа. Выедающийся ученый-психоневролог и об­щественный деятель В. М. Бехтерев писал: «Секрет целительного внуше­ния быт известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдов­ства, заговоров и т. д.» (Бехтерев, 1898, с.19).

Согласно Всероссийской переписи 2002 года, в Т омской области морд­вы проживает 1808 человек, Новосибирской — 2608 человек, Омской — 1966 человек, Амурской — 1 258 чел., Магаданской области — 287 чел., в Респуб­лике Саха (Якутия) — 2092 чел. (Национальный состав населения, 2002, с.91- 94). В связи с этим в июле 2009 г. профессором, доктором исторических наук, заведующей отделом археологии и этнографии государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Людмилой Ивановной Никоновой, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Любо­вью Николаевной Щанкиной быта совершена этнографическая экспеди­ция в эти регионы с целью изучения мордовской диаспоры. Быт произве­ден сбор историко-этнографического материала от жителей исследуемыгх областей, сбор документации по истории сел, истории заселения, матери­альной и духовной культуре, в т. ч. по народной медицине. Вышвлено, что средства народной медицины издавна пользуются популярностью у морд­вы исследуемого региона. Яда Ивановна Тюркина из. с. Верх-Тарка Ново­сибирской обл. издавна запасает много разных лечебныгх растений. «Мно­го читаю о них разную литературу, но отбираю и сама, испробовав их полезность. Некоторые приготовленные средства помогают сразу, а боль­шинство имеют накопительный характер: их действие может проявиться по истечению некоторого времени, при приёме отваров иногда надо про­читать молитву или просто сказать пожелание. К примеру, «Помоги мне, господи, облегчить своё состояние». Это даёт психологическую установку, что всё будет хорошо» (ПМА, Тюркина). К примеру, папоротник орляк всё более популярным становится в народе. Информаторы с. Верх-Тарка Кыгш — товского района Новосибирской области говорили о том, что наслышаны о его пользе «якобы он выгводит из организма вредные вещества». Но исста­ри отвар из корней пили как противоглистное. Щепотку кладут в кружку, заливают горячей водой и кипятят 5 минут. Как остынет, теплыш: пьют в 2­4 приема в день, но перед тем как вышить отвар, говорят такие слова: «Отец

— небо, земля — мать, а ты трава — помоги боль убрать!» (ПМА, Буторина и др.). В Томской области широко используются хвойные породы растений. Вениками из пихты парятся в бане и в народе считается, что именно паре­ние таким веником успокаивает нервную систему. С этой же целью отвар хвои используется для ванн при ревматизме и при простудных поражениях суставов (ПМА, Анисимова и др.). Шиповник полезен как витаминное сред­ство и средство успокаивающее нервную систему. Компот из свежих плодов шиповника готовится просто. С этой целью берут 4 стакана свежих плодов, 200 г яблок, 150 г сахара, 1 г лимонной кислоты, 1 л воды. Плоды шипов­ника освободить от семян, промыть водой, варить 5 минут, добавить при­готовленные дольки яблок, сахар, лимонную кислоту и продолжать варить до готовности (ПМА, Арпишкин и др.). Некоторые дикорастущие травы вес­ной считались самыми незаменимыми при истощении нервной системы или в народе считаются кладовыми витаминов. Поэтому, как только весной они начинают появляться из них старались готовить щи, салаты, супы. Например, срезают надземную часть молодой крапивы, моют, шинкуют, отваривают в воде в течение 3 минут, откидывают в дуршлаг, мелко крошат и тушат на сливочном масле 10-15 минут. В это время мелко нарезанную морковь, петрушку, лук немножко припускают на масле. В кипящую воду кладут крапиву, овощи, зеленый лук и варят 20-25 минут. За 10 минут до готовности добавляют соус, лавровый лист, перец и кислый щавель. С этой же целью полезна и клюква: литр клюквы разминают, отжимают сок, вы­жимки заливают 4 л воды, процеживают, добавляют 2 стакана сахарного песка, в охлажденный до комнатной температуры настой добавить дрож­жи. Оставляют для брожения на 3 дня. Отжатый ранее сок добавляют в перебродивший квас. Г отовый квас разливают в посуду и хранят в холо­дильнике. При истощении нервной системы применяют по стакану 3 раза в день» (ПМА, Володина и др.). У Михаила Тюркина его мама — Мария Григорьевна Тюркина из с. Верх-Тарка, Новосибирская обл. лечила молит­вами, заговорами зубы, чирьи, рожу, испуг и люди к ней шли со всей окру­ги. К примеру, «Встану, помолясь, выйду, перекрестясь, через дверь. Через ворота в чистое поле на восток. Там Иисус Христос. Скажи мне Иисус Хри­стос, как всем людям любым стать. Посылает Христос к старцу старому, мудрецу премудрому, ты скажи мне, старец старый, как мне всем людям любым стать. По Христову наставлению не заупрямился старец, а сам стал говорить, чтоб полюбил меня, раба Божьего (имя), всякий человек и младе­нец, и мужи, и девки красные, и молодухи, тем словам наговорным восток — замок. Запад-ключ, ныне, присно и вовеки веков. Аминь» (ПМА, Тюркин).

В народе сложились поверья, если отдаете свои старые вещи, своим или чужим, то после того как они уйдут с вашими вещами говорят: «Ангел мой Хранитель, от зла избавитель, спаси, сохрани и оборони от явного и сокры­того, помыслами укрытого, от языка и урока с моего порога Ключ, замок под мой порог. Аминь, Аминь, Аминь» (ПМА, Назимкина). Чтобы не сгла­зили и не испортили, когда надеваешь золотое кольцо на руку, нужно ска­зать: «Еретик пролезет в кольцо, тогда только испортит все, когда еретик пролезет в иголкино ушко. Тогда он меня испортит. Аминь». Чтобы пре­дотвратить несчастье, на Рождество, стоя на пороге лицом к дому, произно­сят слова: «Отведи, Господи. Девять стрел от меня, от воды, петли, огня, суда, ножа, вора, от наговора. От посягательства на тело и кров и порчи на кровь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (ПМА, Гулина (Аношки­на). Бывает, что на человека болезнь может прийти от ветра (ветер перено­сит с больного человека на здорового). В этом случае, берут с трёх прорубей или колодцев воду, которой окачивают больного три раза; при черпании воду приговаривают: «Царь речной! Дай воды наболтанной, на леготу, на здоровье рабу Божию (имя). Когда несут воду, стараются ни с кем не гово­рить и не здоровываются» (ПМА, Тимченко (Абрамова).

Чтобы не заболеть от порчи, которую могут напустить вредные люди, произносят слова: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. От Богородициной молитвы, от Иисусова креста, от Христовой печати, от святых помощи, от моего слова, отойди бес нечистый, дух проклятый, на сухие древа, на мхи и болоты и там тебе место, житие, пребывание и воля, и там кричи, а не в рабе Божией (имя) самовольничай. Сам Г осподь, Иисус Христос, сама мать Пресвятая Богородица, вся небесная сила, Михаил архангел и все святые чудотворцы: Нифонт и Мароф, Киприац, Иустиния, Конон, Исаврийский, Димитрий Ростовский, Илия пророк, Николай чудотворец, Георгий победоносец, и царь Давид, Иоанн Креститель и Власий, Истофер и Никита великомученик, и мое слово страшно, и заговор силен; запрещаю тебе бес проклятый, дух нечистый, нигде не живи и не будь в рабе Божьем (имя), выйди вон, сейчас, и сию минуту, со всеми порчами и чарами и отойди от рабы сей прочь и поди в свое место, где был и куда тебе велел жить, в бездну преисподнюю, в землю пустую неделанную, туда и поди, там и живи, а сию рабу остави навсегда, от ныне и до века. Аминь, аминь, аминь» (ПМА, Аношкина).

Другой заговор от порчи состоит в следующем: «Выгоняю я, раб Бо­жий, из рабицы Божией (имя) всякого нечистого духа именем Г осподним, Духом Святым, крестом животворящим, травою лютой, молитвами Святых; посылаю адского князя; выведи из сей рабицы (имя) своего нечи­стого духа и дай опять старому хозяину, прибери опять на свои прежние руки, пошли его в морскую глубину, заключи его на веки в морской глубине тремя ключами железными, тремя замками булатными, запечатай его тремя печатями Соломоновыми, заключи его тремя заклятиями Г оспод — ними; а ты, нечистой дух, не стани рабинами тилесами в правде…» (ПМА, Гулина (Аношкина).

Уходя из дома, для успокоения произносят такие слова: «Я из дому — Иисус Христос в дом» или так «Г осподи, дай твои ключи, Матерь Божья, дай свои замки. Дверь мою крепко-накрепко заприте. Воров в мой дом не пустите. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь» (ПМА, Аношкина).

В народе бытует мнение, если сделали свадебную порчу, то она может проявиться через три дня, три месяца, и даже через три года или тридцать лет. Способов свадебных порч много — на фату, платье, на стол, на стул и т. д. Но есть и методы, чтобы защитить молодых. К примеру, если жениху наступят на ногу на свадьбе, то он будет слаб (как мужчина), если такое случилось, то пусть невеста тут же вымоет обувь жениха, не вытирая ее после этого. Нельзя выходить замуж во время месячных, если такое случи­лось или они у вас начались во время свадьбы, это может плохо отразится на жизни детей. Нужно идти в курятник, пригнуться под куриным насес­том и сказать «Куры замуж шли без крови, а я с кровью. Иди, зло, на цыплят, а не на моих ребят. Чур не я, Аминь». Хлеб, которым встречают из загса, нужно съесть на свадьбе. По поверью, надо проследить, чтобы никто не унес его и еще хуже не отдали свиньям, т. к. по поверью у ваших детей может не быть доли. Если такое случилось, то нужно наотмашь ударить свинью веником и сказать «жри, сало свое, а не счастье мое, Аминь» (ПМА, Аношки­на). Для невесты тоже есть определенные правила защиты. К примеру, нельзя надевать цветы на голову (вставлять в прическу) без фаты и венка; надевать платье, начиная с рукавов, — следует вначале просунуть голову в вырез платья (горловину); быть в платье с голой спиной; надевать платье выше колен, чем длиннее платье, тем длиннее супружеская жизнь (ПМА, Гулина (Аношкина). Если люди вселились и вдруг после этого все у них по­шло наперекосяк, тогда нужно принести святой воды, взятой в среду в цер­кви, и обрызгать углы и окна дома со словами: «Г осподь всех прощает, всем помогает. Помоги господи, нашему дому и всякому живущему в этом доме. Во имя отца и сына и Святого Духа. Аминь (ПМА, Гулина (Аношкина).

Таким образом, исходя из имеющихся сведений собранных во время этнографических экспедиций 2009 г., можно говорить о том, что средства народной медицины бытуют у мордвы, проживающей в Омской, Томс­кой, Новосибирской и Амурской обл., Республики Саха (Якутия), впро­чем, как и в других областях Сибири и Дальнего Востока (Мордва юга Сибири, 2007; Никонова, 2009а; Никонова, 2009б; Никонова, 2010). По выра­жению информаторов «Природа — это кладезь полезностей в сохранении здоровья и профилактики от болезней. Не ленись, познавай и применяй» (ПМА, Кряжева и др.), но часто лечение биологическими (к прим., отвара­ми из трав, жиров и т. д.) средствами сопровождается и заговорами. Каза­лось бы, что они не имеют рационального смысла, но вера в них у народа есть и с этим нельзя не считаться. Их можно отнести к психотерапевти­ческих методам лечения.

Updated: 24.08.2013 — 23:05