В ПОИСКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОНЯТИЯ «ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА»

A. S. Novikov

Berezniki branch of Perm State University

Searching ethnocultural basics of conception «Psychical norm»

Emphases relation between conception of "norm" and ethnocultural context. Performed attempt to consider substantial bases from the system approach viewpoint. Suggests "the person as an element of system" paradigm instead of traditional "the person as system" paradigm. Conclusion: objective needs of social system existance cause substantial base of psychic norm forming.

Содержательная специфика представлений о психической норме яв­ляется одним из информативных маркеров принадлежности личности к определённому этнокультурному образцу. Это в равной степени справед­ливо и для обыденного сознания и в случае «профессионального подхо­да». Конструкт «психическая норма» в явной или неявной форме при­сутствует в деятельности как критерий оценки поведения окружающих и самого себя. Но источники и основания формирования этого конструкта остаются не вполне ясными не только для «человека с улицы», но и для психолога, врача, юриста, социолога, педагога и др., т. е. для специалис­тов, прямо использующих его как ориентир и точку отсчёта в своей про­фессиональной деятельности.

В психологии интерес к определению нормы и осмыслению осно­ваний такого определения никогда не угасал, хотя и не часто стано­вился предметом специальных исследований. Сегодня все основные подходы к формированию представлений о «нормальном» можно све­сти к следующим:

— Статистическая норма. «Нормально то, что наиболее распростране­но». Создаёт впечатление объективности. Легко представляется численно (М±2ст). Однако статистическая норма не даёт представления о содержа­тельных сторонах «нормальности».

— Адаптационная норма. «Быть нормальным — значит быть приспо­собленным».

— Медицинская норма. Психопатологическая норма. Понимается как отсутствие болезненных проявлений, симптомов.

— Юридическая норма. Нормальным считается всякое поведение, ук­ладывающееся в правовые рамки.

— Этическая норма. Нормальным объявляется поведение в рамках при­нятых в обществе правил.

— Идеологическая норма. Нормальным признаётся человек, придер­живающийся господствующего мировоззрения, картины мира.

— Эстетическая норма. «Ненормальное» ассоциируется и обозначает­ся как «некрасивое», «уродливое», «безобразное».

— Статусная норма. Нормальным считается поведение, соответствую­щее положению его носителя в обществе (духовенство, судьи, босяки и др.).

— Возрастная норма. Нормальность поведения и состояния определя­ется актуальным этапом развития личности.

— Норма как идеал.

— Попытка обойтись вообще без нормы, сопоставляя разные перемен­ные в пределах одной личности, например: «какой был — какой стал» (ипсативное оценивание).

Нетрудно заметить, что все эти варианты оснований определения пси­хической нормы (и даже «медицинская норма» не исключение) имеют ярко выраженную культурную и даже этническую «окраску», что даёт возможность некоторым авторам утверждать, что «норма — это не есте­ственная, а искусственная характеристика, не реальная, а конвенциаль- ная, у психической нормы нет природных (объективных) критериев, а лишь социокультурные» (Трунов, 2008, с.4).

Пытаясь привести всё это многообразие хоть к какой-то форме, при­годной для практического применения, одни авторы настаивают на при­оритете одного из подходов (Анастази, 2003, с.64; Братусь, 1988, с.27), дру­гие (Трунов, 2008, с.8) — полагают, что в основе нормы должно лежать при­нятие её самой личностью, третьи — считают, что норма является «много­уровневым… » образованием и практически предлагают применить все походы одновременно, оценивая по каждому из них и выводя некий ин­тегральный показатель (Штыков, 2001, с.12). Однако разброс оценок од­ного и того же объекта по разным типам нормы будет колебаться от «аб­солютно нормален» до «совершенно ненормален».

Все приведённые подходы имеют одну общую черту: все они соотно­сят норму поведения личности с качеством существования самой этой личности (её здоровья, адаптивности, успешности и т. д.). Даже если авто­рами упоминается «системный подход», то за этим всегда стоит рассмот­рение интересующего объекта в качестве системы, обсуждение архитек­тоники подсистем, из которых он состоит, и характера связи между ними. Другими словами, личность традиционно рассматривается как система.

Однако более продуктивным для понимания содержательности крите­риев «нормальности-ненормальности» может оказаться иная модель: ана­лиз взаимоотношений «система — элемент», где личность — элемент, а куль­турная или этническая общность — порождающая его система.

Всякая система, в том числе и этнокультурная, задаёт норму поведе­ния (функционирования) своих элементов, обусловленную объектив­ными необходимостями собственного существования. В терминологии системного подхода — системообразующий фактор, определяющий роль, место, функцию элемента в системе. Выход поведения элемента за пределы этой нормы угрожает системе гибелью или качественным перерождением.

Характер нормативных требований к поведению элементов прямо вытекает из необходимостей выживания системы в актуально наличном виде. Отсюда: конвециальность общественных норм отнюдь не означа­ет их произвольность. Ошибочно определённые нормы поведения эле­ментов неизбежно приводят к разрушению или качественному преобра­зованию всей системы.

Другими словами, под нормой мы предлагаем понимать совокупность таких состояний элемента, которые не препятствуют (а ещё лучше — спо­собствуют) выживанию системы, в которой он участвует.

Сложность ситуации обусловлена ещё и тем, что всякая конкретная личность одновременно функционирует в качестве элемента во множе­стве разнородных систем, в том числе и социальных (семейных, произ­водственных, политических и т. д.), каждая из которых, повинуясь соб­ственным необходимостям выживания, формирует специфичные для себя нормы поведения своих элементов. В таком случае, для того чтобы вывести норму чего-либо (поведения, структуры, характера функцио­нирования и т. д.) необходимо прежде определить ту систему, в которой наше «что-либо» участвует как элемент, и относительно которой мы намерены установить норму. Основанием для определения нормы чего — либо должны быть необходимости системы, в которых это «что-либо» функционирует в качестве элемента.

Норма деятельности элемента отражает только потребность системы в сохранении status quo, это проявление потребности в воспроизводстве именно актуального устройства и наличного состояния. Соблюдение нор­мы поведения элементами обеспечивается действием контролирующих механизмов (по принципу отрицательной обратной связи).

Особенно отчётливо проявляются возможности системного подхода при оценке неадаптивного (преадаптивного) поведения. При оценке с любой другой точки зрения, при применении любого другого подхода к пониманию нормы (статистического, конвенциального и любого друго­го) такое поведение, конечно же, выходит за рамки этих норм. И только учёт всех интересов надсистемы показывает, что это поведение, являясь необходимым, являясь «заказанным» самой системой, укладывается в понятие нормы.

Эволюционирующие системы испытывают объективную необходи­мость не только в сохранении, но и в изменении, развитии себя. Возмож­ность саморазвития системы определяется наличием банка вариантов её элементов, т. е. именно тех элементов, которые функционируют, от­клоняясь от нормы. Система, состоящая только из «нормальных» эле­ментов, обречена на застой, стагнацию и отставание в эволюционной гонке. С другой стороны, тотальный выход поведения элементов за пре­делы нормы грозит системе разрушением. Таким образом, эволюциони­рующая система вынуждена обеспечивать баланс между «нормальной» и «ненормальной» активностью своих элементов (хранителями тради­ций и новаторами), создавая ограниченную брешь в работе контроли­рующих механизмов. Для этнокультурных систем — это создание ситуа­ций неопределённости типа «карнавальной культуры» или институтов «шута», «русского дурака», «юродивого» и т. д., и в этих особых зонах функционирования социальной системы именно «ненормальное» и является «нормальным».

Таким образом, содержательным основанием понятия «психическая норма», по нашему мнению, являются объективные необходимости фун­кционирования социальной системы (этнической, культурной). Культур­но специфичное представление о психической норме является не только (и не столько) отражением культурного своеобразия социальной систе­мы, сколько средством (инструментом) этой системы сохранения себя в актуально наличном виде.

Список литературы

Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2003 — 688 с.

Братусь, Б. С. Аномалии личности /Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.

Трунов, Д. Г. Об основаниях понятия «психическая норма»/ Д. Г.Трунов // Будущее клинической психологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. — Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. Вып. 2. — С. 3-8.

Штыков, Н. Г. Психическая норма как многомерный критерий оценки отношений личности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.11 /Штыков Никита Гениевич. — Москва, 2000. — 146 с. РГБ ОД, 61:01-19/157-3.

И. А. Новикова

Москва, Российский университет дружбы народов

Updated: 25.08.2013 — 18:03