ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» И ИХ ПРОЕКЦИИ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ УКРАИНЫ

V. N. Pavlenko

Kharkiv National University named after V. N. Karazin

Concepts of «national consciousness» and «national identity» and their projection in monumental art of Ukraine

The idea about monuments as a product of national activity which can reflect the specific features of national identity is discussed in the presentation. Some ways of monuments’ analysis are proposed and important characteristics of Ukrainian national identity are revealed on this basis.

Вопрос о соотношении понятий «национальное самосознание» и «национальная идентичность» до сих пор остается дискуссионным. Одни авторы рассматривают эти два понятия как синонимы, другие считают идентичность составной частью самосознания (например, В. Ю. Хотинец), есть авторы, для которых эти понятия являются независи­мыми и непересекающимися (например, П. И.Гнатенко), нередки так­же варианты отказа от одного из понятий. Мы предлагаем под нацио­нальным самосознанием понимать результат процесса рефлексии на­циональной общностью собственной жизнедеятельности, результатом которого является выделение системы оснований, формирующих и консолидирующих данную общность, дифференцирующих ее от ана­логичных общностей, а также системы отношений к ним. Под нацио­нальной идентичностью предлагается понимать результат процесса соотнесения себя как члена национальной общности с данной общно­стью, осуществляемый на когнитивном, аффективном и поведенчес­ком уровне. Таким образом, данные понятия принципиально отлич­ны, прежде всего, тем, что субъектом национальной рефлексии явля­ется общность и в основе самосознания лежит процесс сопоставления общностей, в то время как субъектом идентификации является инди­вид, а в основе национальной идентичности — процесс соотнесения индивида как члена общности и общности в целом. Общим же для обо­их понятий является то, что для процесса идентификации индивида и общности часто используется система оснований, уже отраженная в национальном самосознании — вопросы территории, языка, нацио­нальных эмблем, символов, институтов, обычаев, традиций, истори­ческих событий и исторических фигур, которые символически репре­зентируют нацию, вера в то, что существуют типичные характеристи­ки представителей любой национальной группы, национальные чер­ты и стереотипы поведения и т. п. (Barrett, 2007).

Не простым является также вопрос способов изучения национального самосознания и национальной идентичности. Одним из возможных отве­тов на данный вопрос может быть популярный в отечественной психоло­гии метод анализа продуктов деятельности.

Идея изучения национальных особенностей психики путем исследо­вания продуктов деятельности народа, путем исследования образцов ма­териальной и духовной культуры, отнюдь не нова и идет от трудов В. Вун­дта и К. Кавелина. Достаточно вспомнить Н. Костомарова, который об­ращал внимание на возможность изучения народного характера посред­ством исследования народных песен, А. А. Потебню, искавшего связи меж­ду языком и мышлением народа, А. Ветухова, описывавшего систему ценностей народа на основе исследований колыбельных песен, В. Соло­вьева, который, исследуя идеоматические выражения, попытался вый­ти на описание национальных идеалов, С. А. Таглина, изучавшего паре — мийный фонд разных этнокультурных групп и делавшего выводы об этноспецифических характеристиках мышления, и других (Павленко, Таглин, 2005). Вместе с тем важно подчеркнуть, что внимание исследова­телей было направлено, за редким исключением (Wanner, 1998), на ана­лиз вербальных культурных форм, в то время как невербальные про­дукты деятельности оставались без должного внимания. Поэтому це­лью данной работы стало изучение невербальной формы духовной куль­туры — монументального искусства Украины и отражения в нем особен­ностей национального самосознания.

Выбор именно монументального искусства для изучения националь­ного самосознания не случаен. По сравнению с иными видами искусства монументалистика является более консервативной, отражающей не быс­тротечные эмоции и настроения масс, а более глубокие чувства, устойчи­вые и стабильные ориентации. Действительно, создание памятников и скульптурных композиций — это длительный и трудоемкий процесс, тре­бующий не только напряженого собственно творческого процесса, но и существенных финансовых затрат, колоссальных усилий и времени. Мож­но предполагать, что только наиболее мощные образы национального сознания способны вдохновить заказчиков и творцов на осуществление подобных проектов. Важно также то, что монументальное искусство об­ладает огромным влиянием на формирование национальной идентич­ности. Ведь если для знакомства с картиной нужно идти на выставку или музей изобразительного искусства, для знакомства с пьесой — в театр, а для знакомства с книгой — в библиотеку, то произведения монументаль­ного искусства находятся рядом — на улицах и площадях, по которым мы ходим, в парках и скверах, в которых гуляем. Эти произведения, хотим мы того или нет, обращаем мы на них специально свое внимание или не обращаем, оказывают на нас свое влияние и закладывают основы этнона — ционального мировосприятия.

Особенно интересно изучение произведений: монументального искус­ства в моменты активного формирования национального самосознания, связаннные с обретением независимости и созданием собственной госу­дарственности, что и наблюдается сейчас в Украине. Сопоставление па­мятников и монументов наших дней с памятниками советской епохи пред­ставляет интересный материал для более глубокого понимания особен­ностей украинского национального самосознания и украинской нацио­нальной идентичности.

Анализ может проводиться по следующим направлениям:

Во-первых, используя чисто количественные показатели динамики общего числа памятников в стране в целом и в отдельных регионах;

Во-вторых, это качественный анализ и классификация национально специфичных объектов изображения — событий, личностей, символов, которым посвящаются произведения монументального искусства;

В-третьих, это анализ типичных атрибутов и способов оформления, которые придают им этнонациональную специфику (например, изуче­ние уровня конкретности — абстрактности используемых образов);

В-четвертых, это изучение новых форм презентации произведений монументального искусства и социальных практик, которые формиру­ются вокруг этих произведений;

И, наконец, в-пятых, это анализ конфликтогенных зон националь­ного самосознания путем изучения противоречий, существующих в от­ношении к определенным историческим личностям и событиям, что от­ражается и на отношении к увековечивающим их памятникам и памят­ным знакам.

Список литературы

Павленко В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. — М.: Тов-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с.

Barrett M. Children’s knowledge, beliefs and feelings about nations and national groups. — Psychology Press, 2007.

Wanner C. Urban Landscape / / Wanner. C. Burden of Dreams: history and identity in post-Soviet Ukraine. — The Penn State University Press, 1998. — Pp. 171-201.

О. Б. Павленко

Москва, Государственный университет — Высшая школа экономики

Updated: 27.08.2013 — 09:35