T. N. Smotrova, S. V. Gomayeva
Balashov, The Balashov institute (branch) of Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
An ability to feel guilt and shame as an indicator of the attitude towards the axiological and normative system of society
In the article the problem of the regulation of behaviour in the conditions of the appearance of new socio-cultural norms and value systems in society is discussed. In particular, the question of an ability to feel the senses of guilt and shame is arisen. This ability can be an indicator of the formation of axiological and normative structure of a personality and an indicator of the attitude towards social norms and values.
Интегрирующей основой любого общества является его ценностнонормативная система, наличие которой обеспечивает стабильность всех сфер общественной жизни, а распад неизбежно ведёт к дисгармонии, социальным конфликтам, дестабилизации обстановки. Главной характеристикой зрелой и самостоятельной личности является наличие согласованной и непротиворечивой системы ценностных ориентаций и устойчивых морально-нравственных позиций. И на уровне общества, и на уровне личности, ценностно-нормативная система задает модели, образцы, эталоны жизненных целей и путей их достижения, выполняя функцию регуляции поведения и деятельности человека.
Не менее значимую роль в регуляции поведения и деятельности играют эмоциональные состояния и чувства, которые сигнализируют о степени удовлетворения потребностеи, о благополучном или неблагополучном развитии событии, о положении субъекта в системе предметных и социальных отношении и отражают отношение субъекта к различным предметам и явлениям окружающеи деиствительности. Несомненно, все вышесказанное в полнои мере можно отнести к переживанию чувств вины и стыда.
Стыд возникает в результате осознания несоответствия своего поведения общественным требованиям и ожиданиям окружающих, и переживается как неудовлетворенность собои, осуждение или обвинение себя. Чувство стыда способствует насильственнои социализации человека, ко — торыи стремится соответствовать образу, поддерживаемому общественными нормами, чтобы избежать унижения и социальнои изоляции. В тра — диционнои русскои культуре не было большего наказания, чем осуждение людьми и стыд. Адекватнои реакциеи на переживание стыда можно считать осмысление вызвавшеи его ситуации, умножение знании о себе и готовность индивида к самосовершенствованию.
Чувство вины является реакциеи на попрание личностью собственных ценностеи, нарушение собственных моральных принципов и правил, и напрямую связано с осознанием факта проступка безотносительно реакции социума на данныи проступок. Оно стимулирует мыслительные процессы, направленные на осознание провинности и перебор воз — можностеи для исправления ситуации, побуждает к реальным деистви — ям по разрешению конфликта, порожденного винои.
Таким образом, способность к переживанию вины и стыда выступает своеобразным свидетельством того, что личностью поняты и приняты общественные нормы и правила в контексте ценностных систем самои личности и всего общества.
Вместе с тем, социально-экономические преобразования, начавшиеся в конце 90-х годов ХХ века и продолжающиеся до настоящего времени, самым непосредственным образом коснулись ценностно-нравственного аспекта регуляции поведения человека в обществе. Система ценностеи населения в нашеи стране постепенно переориентируется в сторону приоритета современных западных ценностеи. Жизнь современного человека индивидуализируется.
Сегодня, как это было предсказано американскои исследовательни — цеи Маргарет Мид в контексте префигуративных культурных норм, «.не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия.». Жизнь родителеи не является моделью для детеи, их опыт не повторяется в жизни молодых, происходит разрыв поколе — ний. Человек должен сам решать, как ему поступать в той или иной ситуации и нести ответственность за свои поступки (Мид, 1988, с.360). Однако процесс принятия молодым человеком решения о выборе линии поведения осложняется отсутствием в обществе непротиворечивой и четко артикулированной ценностно-нормативной системы.
Как отмечает В. И. Добреньков (Добреньков, 2009), из ценностного сознания граждан постепенно уходят ценности коллективизма, традиционные представления о добре и зле, способность различать дозволенное и недозволенное. В массовое сознание насильственно внедряются чуждые нашей культуре ценности «общества потребления», ценности, связанные с ориентацией на личную выгоду, наживу, безотносительно общественно-значимых видов трудовой деятельности, наблюдается утрата ценностей патриотизма и гражданственности, происходит падение нравов на фоне отсутствия правопорядка и беззакония. Все это ведет к расшатыванию ценностно-нормативных устоев общества, происходит нравственно-психологическая деградация населения. В медийном пространстве утверждается культ насилия, формируется понимание права личности как право сильного и богатого человека, культивируется образ «сильной» личности, свободной от ответственности перед обществом (а значит, личности без стыда и совести?).
Именно поэтому проблема переживания чувств вины и стыда, являясь сложной и неоднозначной по определению, приобретает особую значимость в свете интереса к процессам функционирования ценностно-нравственной системы общества и личности, в которых ценностный аспект переживания чувств вины и стыда пока остается не раскрытым.
Чувства вины и стыда, являясь индикатором присвоения моральных норм и правил, выполняют очень важную для общества функцию внутренней и внешней регуляции поведения. Когда перемены в обществе в период социально-экономического кризиса, в период девальвации морально-нравственных идеалов, размытости ценностей и зарождения новых общественных норм и правил принимают глобальный и необратимый характер, очень важно определить направление этих изменений и их последствия.
В связи с этим становится актуальным вопрос о регуляции поведения в условиях появления новых ценностных систем и социокультурных норм,
И, в частности, вопрос о способности к переживанию чувств вины и стыда, выступающих показателем отношения к соблюдению социальных норм и правил, с одной стороны, и показателем сформированности ценностно-нормативной структуры личности — с другой.
Учитывая все вышесказанное, нам представляется необходимым изучить особенности переживания вины и стыда как регуляторов поведения в связи с ценностными ориентациями личности и различными ситуациями социального взаимодействия.
Результаты работы позволят расширить понимание чувств вины и стыда как регуляторов поведения, систематизировать имеющиеся научные знания о данных психологических феноменах. Полученные данные могут быть использованы в практике работы преподавателей, психологов, социальных работников нри решении проблем связанных с моральнонравственным поведением человека в современном обществе. Результаты исследования дадут возможность совершенствовать процесс разработки методического комплекса для дальнейшего изучения проблем переживания вины и стыда с точки зрения регуляции поведения и деятельности.
Список литературы Добреньков, В. И. Ценностные ориентиры современной социологии I В. И. Добреньков II Социологические исследования. — 2009. — № 9. — с. 108-115.
Мид, М. Культура и мир детства I М. Мид, Избр. произведения. — М.: Наука, 1988. — 428 с.
И. А.Снежкова
Москва, Институт этнологии и антропологии РАН