Склонность (и способность) к активным либо пассивным реакциям на неблагоприятные раздражители проявляется еще во внутриутробном (преднатальном) возрасте, с четвертого месяца беременности. Многоплодно беременными женщинами подмечено, что на внешние воздействия, казалосьбы, одинаково действующие на близнецов, один плод реагирует движениями, другой, — пассивен. Такое различие сохраняется и после рождения (в постнатальном периоде). В 60-х гг. прошлого века мной были опрошены многие пожилые священники, проводившие обряд крещения новорожденных с опусканием младенца в купель со «святой водой». Священники рассказывали, что и ими и с давних времен были замечены различия позы детей, погружаемых в воду. Одни сразу выпрямлялись с запрокинутой назад головкой, вскинув ручки и выпрямив ножки. Таких священники издревле называли — «столбики». Мы полагаем — это активная реакция на погружение в воду купели. Другие младенцы, напротив, принимали «утробную позу»: опустив вперед головку, согнув и поджав к груди и животу конечности. Их называли «калачиками». Это — пассивная форма реагирования. Некоторые священнослужители так комментировали это различие новорожденных: «Теплая вода в купели напомнила дитяти околоплодную воду в утробе его матери. "Калачики" рады возвращению в материнскую утробу, "столбики" не хотят и протестуют».
Такая дифференциация имела прогностическое значение. Видя эти различия позных (постуральных) реакций, священники говорили про «калачиков»:
— Жилец!
А про «столбиков»:
— Не жилец.
На основании обряда крещения как прогностического теста давалась рекомендация родителям: больше внимания обращать на «столбиков» при их вскармливании и пеленании, оберегать их от сквозняков и переохлаждения.
Какие основания могли быть для этого «прогностического теста»? Возможно, это связано с бытовавшим в России (и в других странах) на протяжении многих веков обычаем плотно пеленать, «свивать» младенца. Для этого использовался специальные полотняный (лучше льняной) «свивальник» — многометровая, неширокая полоса материи без швов. Ею фиксировались руки и ноги, и туловище, и головка ребенка. В некоторых регионах для оттока мочи спеленутого младенца использовались специальные устройства, прикрепляемые к младенцу пеленанием. На Кавказе это устройство для мальчиков делалось из бедренной кости барашка, для девочек — из большой берцовой кости. В Средней Азии такие устройства были (и есть) деревянные, похожие на курительные трубки. Для мальчиков с узким «чубуком», для девочек — с широким. Эти устройства позволяли содержать младенцев по нескольку часов в сухости, обездвиженными, т. е. в состоянии принудительной пассивности.
Можно полагать, что такое постнатальное «выращивание» становилось более приемлемым для пассивных «калачиков». Однако для своевольных «столбиков» плотное пеленание, возможно, использовалось как «воспитательная мера», способствующая развитию у них способностей к пассивности. Зачем? Можно предположить— для подготовки (воспитания, взращивания) человека, способного претерпевать, пассивно пережидать постоянные трудности нелегкой жизни средневекового общества (или сельской жизни).
Отвечая на мои вопросы, священнослужители «вспоминали», делились поверьем в то, что «столбики» в прошлые времена умирали в младенчестве чаще «калачиков». Но если уж «столбики» выживали, то становились заводилами, героями, генералами.
Известно, что плотное пеленание младенца — А. В. Суворова вызывало у него такие крики, что его отец приказал отказаться от пеленания вопреки возмущению родни таким нарушением обычаев. Добившись права быть активным, младенец замолчал, а повзрослев и возмужав и дальше в боях всегда побеждая, стал генералиссимусом Российской империи.