Большое разнообразие эмоциональных переживаний и поступков при стрессе общеизвестно и многократно изучалось, хотя до конца и не понято. Рассмотрим разные стрессовые эмоции на примере тех, что становятся заметны при одном из воздействий, вызывающих врожденный ужас перед гибельной опасностью, поначалу кажущейся неминуемой. Это ужас при падении в бездну в первые секунды невесомости. Мы «выпускали» его из недр психики, создавая полуминутную (28-30 с) невесомость в авиационном полете по параболе, т. е. при падении людей в кабине самолета, вместе с ним.
За восемь лет участия в полетах с созданием невесомости мной было накоплено множество результатов разных исследований. В них я использовал как подопытных всех находившихся в самолете во время полетов. На самолетах — летающих лабораториях — Л Л ТУ-104А, борт № 42396, а затем еще № 42395).
Надо признаться, что эти полеты проводились, как правило, исключительно для испытания технической надежности в невесомости приборов, механизмов, устройств, предназначенных для космических кораблей. Психологические, психолого — и медико-физиологические, инженерно-психологические исследования при невесомости в полетах нередко проводились нами нештатно (заодно с программными техническими испытаниями).
Я благодарен начальнику Летно-исследовательского института Н. Строеву за то, что он негласно приказывал всем службам института потворствовать моим научно-исследовательским начинаниям. Приношу извинения разведывательным службам США и других стран за то, что вынуждал их к пустопорожнему шпионажу за мной. Много позднее мне стало известно от «друживших» со мной сотрудников Посольства США в Москве («суперагентов»?) об озадаченности этих служб, когда они нигде в военно-промышленном комплексе СССР не смогли найти «Специальный монтажный институт космонавтики» (так они пытались расшифровать мою вторую фамилию «СМЫК» — «SMYK»), публиковавший в открытой печати и секретно многочисленные результаты экспериментов в невесомости, а затем и на «Наземном динамическом имитаторе межпланетного корабля», конспиративно названном стенд «Орбита». Такого «Института» не существовало. И еще, «суперагент» (переброшенный в Москву из Китая?) пытался разведать как «Спец. монтаж, и-т косм.» связан с Китаем. Возможно, кого-то озадачило то, что перед «SMYK» упоминался Kitaev.