Завершая третью главу, хочу привлечь внимание читателей к проблеме смерти от старости. Это естественное и неизбежное событие в жизни каждого человека (и животного) создает возможность биологической эволюции на нашей планете, т. е. предназначено для «популяционной селекции» населяющих ее животных и растений. Но надо хотя бы коротко, упомянуть и о других ее типах. Можно по-разному нумеровать эти типы, называя «первый», «второй», «третий» и др., основываясь на субъективных представлениях на их приоритетности.
Болезни стресса — это реализация в человеческом и в животном мире «популяционной селекции третьего типа» (сначала упоминаю о ней). Она служит освобождению популяции от систематически неуспешных особей, как от балласта для стаи (клана, социальной группы), обитающей в своей природной (социальной, политической или иной) экологической нише. У человека болезни стресса оказываются атавистическим биосоциальным механизмом, негативное действие которого должно нейтрализоваться культурными, медицинскими и другими способами. Для этого, прежде всего, необходима современная реконструкция праздничных народных традиций, призванных «уравновешивать» стрессогенные нагрузки («стресс жизни») после их успешного завершения праздничными (экстатическими эмоционально-двигательными) нагрузками. Иными словами, в поговорке «Кончил дело — гуляй смело!» — каждое слово содержит директивное указание, как организовать гармоничную трудовую жизнь, предотвратить болезни стресса.
Заметим, что «популяционной селекцией первого типа» можно считать естественный отбор животных особей, реализующийся и при смертельно опасных контактах с физическими условиями на нашей планете. Еще один тип «популяционной селекции» осуществляется при межвидовом взаимодействии. В человеческом обществе при обыденном его существовании этот тип селекции редуцирован, устранен, проявляется лишь в чрезмерно тяжких условиях жизни, но и тогда не у всех людей.