Ранее мы уже рассмотрели специфические человеческие типы, обозначенные в трудах И. Павлова как художественный и мыслительный (а также промежуточный, средний тип). Эта типология, как мы помним, связана с учением, согласно которому высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой — образной, эмоциональной и второй — связанной с отображением этих образов посредством слова — сигнала сигналов. Относительное преобладание первой сигнальной системы характеризует художественный тип, относительное преобладание второй — мыслительный, равное их представительство — средний тип людей [3].
Наличие двух сигнальных систем в психике человека связано с деятельностью правого и левого полушарий мозга, первое из которых более ответственно за продуцирование образов и эмоций, а второе — слов и речи в целом. Относительное преобладание деятельности правого полушария мозга человека позволяет судить о доминировании первой сигнальной системы, а преобладание левого полушария — о доминировании второй. При этом левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое — левой (так называемая асимметрия мозга).
Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, проявляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном "жизненном стиле". Дело в том, что развитие способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности является важным условием эффективного профессионального отбора.
Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией [5]. В результате он обнаружил, что человек, у которого было "отключено" правое полушарие, а "работало" левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда "отключали" левое, а "работало" одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого — пространственно-образного.
При этом отличительной особенностью "правополушарного" — образного — мышления считается способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. "Левополутарное" же мышление наделено способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно и в этой связи носит аналитический характер. Это отличие установил И. Павлов, который писал, что "художников" захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а "мыслители" дробят ее и тем как бы умерщвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается [4].
Современные исследования продолжили и углубили учение о деятельности полушарий мозга человека. Обзор результатов этих исследований позволяет сделать вывод о двух различных типах мышления, двух различных стратегиях полушарий. Это различие сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации: левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст, т. е. из бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для конкретной задачи. Правополушарное же мышление создает многозначный контекст благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Иными словами, логико-знаковое мышление вносит в картину мира некоторую искусственность, тогда как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть [5].
Описанная концепция фундаментальных различий между лево — и правопо — лушарной стратегиями переработки информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т. е. для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления). И действительно, существуют многочисленные наблюдения, что для людей, сохраняющих способности к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, монотонная работа. Люди же, не выработавшие способности к образному мышлению, нередко предпочитают выполнять механическую работу, причем она мм не кажется скучной, поскольку они как бы "закрепощены" собственным формально-лопіческим мышлением. Отсюда ясно, отмечает В. Ротенберг, "как важно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека" [5].
ПрЕобЛАДАЮЩЕЕ ПОЛуШАрИЕ И КАрЬЕрА
Итак, установлено, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды деятельности. Однако полушария вскоре начинают "специализироваться": у большинства людей — тех, кто пишет правой рукой, — левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и многое другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие "контролирует" образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию с помощью левого или правого полушария, либо являться представителем "смешанного" мозга.
По наблюдениям Т. Мили (директор Центра консультирования по профессиональной занятости, США), "правополушарные" и "левополушарные" работники имеют следующие отличительные особенности.
Обрабатывающие информацию с помощью левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем, и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее сделают выводы, чем станут продуцировать новые идеи, и в сущности скорее улучшат существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу "правомозговыми". Многие системы, возможно, начали превращаться в "левомозговые" после разработок Ф. Тэйлора, основателя научного менеджмента.
Обрабатывающие информацию с помощью правого полушария сильны в вопросах, решаемых интуитивно, и очень хороши в образном мышлении. Им нравится изобретать, находить главную идею, делать открытия через проблемную ситуацию. Они чаще не являются конформистами (т. е. приспосабливающимися). Обрабатывающие информацию с помощью правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют идеалистические цели и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила, и они в существенной мере человеко-ориентированные.
Люди со "смешанным" мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Бесспорно, смешанная обработка информации имеет преимущество в большей части кадровой работы и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше национальной (средней) нормы. "Левомозговой" подход необходим для
Гарантии таких вещей, как точность в деталях письма, где делается предложение будущему служащему. "Правомозговой" подход необходим в отношении к людям. Люди со "смешанным" мозгом работают одновременно по "левомоз- говому" и "правомозговому" методам обработки информации.
Т. Мили утверждает, что существует важная отрасль знания о соответствующих склонностях "левосторонних" (левшей) и "правосторонних" (правшей) людей и о том, что, не игнорируя их как в проектировании и компоновке рабочих мест, так и в решениях по комплектованию штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы служащими. Особенно это касается правильного использования левшей, которые составляют примерно 10 % всех людей и среди которых часто встречаются одаренные люди (например, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплин, В. Даль, И. Павлов) [1].
Леворукость нельзя считать болезнью или тем более психическим отклонением. Однако некоторые родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать леворуких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в сокровенные глубины организма [1]. Не случайно Т. Мили, обративший внимание на проблему леворукости служащих, обнаружил среди своих клиентов более 60 %, страдающих от стрессов. При этом леворукие называли множество причин (личные или семейные проблемы, неопределенность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и т. д.), кроме единственно верной. В основе же такого стресса лежит, как правило, невозможность "правомозговой" личности (левши) приспособиться к другому миру — миру, который является "левомозговым".
Поэтому при поисках путей улучшения работы с персоналом необходимо учитывать фактор леворукости в проектировании оборудования и деловой мебели, планировании рабочего места, решениях по вербовке, отбору и развитию карьеры. Тем более, по наблюдениям Т. Мили, почти все леворукие — "белые воротнички", большинство из них мужчины, часто менеджеры и сотрудники творческой направленности. Так, 8 из 10 сотрудников творческого отдела одного из американских рекламных агентств оказались левшами, а научный отдел одной из ведущих промышленных организаций, состоящий из 12 сотрудников, включал 11 левшей во главе с руководителем подразделения. Иными словами, используя "правомозговых" людей для выполнения "левомозговой" работы, организация не только губит таланты, но и плодит неудовлетворенных работой служащих, что немннуемо скажется на текучести персонала, а значит, и на результатах общей деятельности фирмы.
Как же определить левшу и каковы возможные проявления леворукости? Т. Мили дает для этого следующие рекомендации:
• во-первых, вы можете увидеть леворукость служащих при письме или заметить, что они пользуются левой рукой, много жестикулируя;
• во-вторых, используйте наблюдения за движениями глаз говорящего: правши, находясь в задумчивом состоянии, обращают взор вправо, левши, наоборот, влево;
• в-третьих, изучите интересы досуга служащего, которые у левши часто связаны с необходимостью осязательного и непосредственного восприятия. Если вы видите в данных о кандидате при поступлении на работу, что его интересы включают некоторые из следующих, вполне возможно, что перед вами левша: виндсерфинг, парусный спорт, лыжи, альпинизм, изготовление моделей (например, авиамоделирование), игры с ракеткой (теннис, бадминтон и др.).
Естественно, что осязательная привлекательность для левшей касается не только досуга; она может распространяться также на работу. И в этом часто заключается проблема, поскольку традиционно любой связанный с осязанием род занятий принято относить только к ручному (физическому) труду. В этой связи левши могут иметь трудности с карьерой, а чтобы этого не происходило, необходимо уже на этапе приема на работу предусмотреть оптимальное использование работника с учетом фактора леворукости.