ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ СИНДРОМ СТРЕССА. ОБЩЕНИЕ ПРИ СТРЕССЕ

Индивидуальное сознание и телесная целостность человека могут создавать у него иллюзорное представление о своей полной социальной обособленности и независимости. Человек может упу­скать из виду, что «он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 116]. Есть множество примеров того, что, оказав­шись в абсолютном одиночестве, надолго лишенным общения с другими людьми, человек интеллектуально деградирует, лишается речи и если выживает, то у него начинают преобладать атависти­ческие, животные формы поведения. Об этом свидетельствует, в частности, история пирата Александра Селькирка — реального прототипа литературного героя — Робинзона Крузо. Селькирк был высажен за проступок на необитаемый остров. Через четыре года, приехав за ним, обнаружили, что он утратил речь и многие человеческие навыки, однако, принятый в компанию флибустьеров, он не только обрел способность говорить, но и стал капитаном ко­рабля [Балод А., 2005-2007]. Изоляция не только от людей, но и от мира с ограничением пространства обитания противоестественна и мучительна для человека и издавна используется как наказание — одиночным тюремным заключением.

Комбинация индивидуальных различий людей — один из факторов, обеспечивающих сохранение и развитие жизнеспособ­ности человеческой популяции, социума. Напряжение душевных сил людей, неизбежное при мобилизации их индивидуальных способностей в процессе взаимодействия может требовать и положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоции общения оказываются ведущим фактором эмоциональ­ного стресса. Эмоциональный стресс при общении, т. е. психо­социальный субсиндром стресса, всегда привлекал внимание исследователей, руководителей, военачальников и всех людей, неравнодушных друг к другу.

Со времени издания монографии «Психология стресса» [Китаев-Смык Л. А., 1983] (ее фрагменты воспроизводятся в данной главе) опубликованы тысячи журнальных публикаций и сотни монографий и диссертаций, посвященных социально-психологическим (психосоциальным) проблемам, возникающим в экстремальных условиях существования людей. Невозможно обобщить их без потерь многих специфических достоинств.

В данной главе изложены результаты исследований психо­социального (социально-психологического) субсиндрома стресса, выполненные автором этой монографии. Описаны общие зако­номерности общения людей при стрессе, установленные мной на основании многолетних исследований жизнедеятельности в экстремальных условиях; приведены результаты исследований влияния пространственных (проксимических) факторов при совместном проживании людей, находившихся в стрессогенной обстановке; рассмотрен синдром «выгорания» персонала («вы­горания личности»), своеобразный стресс из-за чрезмерного, вынужденного общения; проанализированы суждения о пост­травматическом стрессовом синдроме; представлены исследо­вания взаимоотношения людей (мирных жителей и военных) на чеченской войне; обращено внимание на синдромы «свободы» и «несвободы» и условия возникновения социальных революций.

Я заменил название этой главы — «социально-психологический субсиндром стресса» на «психосоциальный», т. к. выражение «социально-психологический» подразумевает приоритетным описание психологических особенностей, функций, процессов, на которые влияют социальные факторы, т. е. приоритетность свойств личности, включенной в социальные процессы. Однако в данной главе мы в основном рассматриваем особенности че­ловеческих сообществ, групп, масс с учетом психологических изменений у людей из-за стресса.

В завершение главы помещен обзор научной литературы по данной тематике, опубликованный в моей книге «Психология стресса» в 1983 г. Он интересен как свидетельство научных взглядов, имевшихся во время ее выхода в свет.

Updated: 12.02.2014 — 01:06