Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушают деятельность этой новой, тонкой системы и сбивают мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чувством, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться с противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль, должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль «правильна», то есть соответствует реальности, хотя бы субъективной; если субъективная реальность «правильная» объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.
Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: «Можно добраться до луны» и «Невозможно добраться до луны», — поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством «правильности», «истинности». Для многих поколений первая мысль была ошибочной, и «с луны свалился» говорилось о человеке, лишенном чувства реальности.
Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток.
Процессы, связанные с временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, то есть могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состояние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой процесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядочные сокращения мышц не создают движения или действия.