Выразительность «двигательной речи» в музыкальном движении опирается на специальную организацию всего двигательного аппарата. Эта организация связана с общей психофизической установкой человека, называемой в музыкальном движении готовностью к движению. Формированию готовности К Движению и совершенствованию двигательного аппарата служит серия подготовительных упражнений.
При разработке методики формирования этой организации были использованы некоторые незаслуженно забытые системы физического и художественно-двигательного воспитания. Их авторы ставили вопрос об изучении особенностей человеческого движения как средства выразительности и искали пути воспитания у людей «гармонического» или «эстетического» движения. Позднее большую роль сыграло учение К. С. Станиславского о значении освобождения мышц для творческого самочувствия.
Техника музыкального движения опирается на тонко развитое мышечное чувство. Оно также необходимо двигающемуся, как хороший слух — музыканту. Недостаточно тонкое мышечное чувство приводит к неспособности локализовать напряженное и ненапряженное состояние мышц и регулировать степень их напряжегаюсти. Затрудняется представление о направлении, размахе, траектории движения тела и его отдельных частей в пространстве. Неумение локализовать и снимать напряжение в мышцах, активно не участвующих в движении, рождает, так называемые, зажимы, которые нарушают беспрепятственное протекание целостного двигательного процесса. Неумение осознавать и изменять особенности своего дыхания (ритм, глубину, тип дыхания) также является серьезной помехой, так как препятствует согласованию характера дыхания с эмоционально-динамической линией музыки.
Мышечное чувство развивается с помощью специальных упражнений, которые исполняются в индивидуальном темпе и без музыкального сопровождения, поскольку все внимание должно быть направлено на внутренний процесс мышечной деятельности. Развитие мышечного чувства способствует образованию ясных двигательных представлений.
Главными механическими стимулами движения являются сила тяготения и инерция, рожденная перемещением центра тяжести тела. В бытовых движениях и многих гимнастических упражнениях проявление этих сил замаскировано активной работой мышц. Например, наклон вниз происходит не только из-за силы тяжести, но и при активной замене ее работой мышц сгибателей. В музыкальном движении эти добавочные усилия рассматриваются как особый вид зажимов, поскольку они искусственно изменяют протекание естественного динамического характера движения.
В состоянии общей психофизической готовности началом всякого движения является перемещение центра тяжести. Во время Перемещения человека В пространстве в Музыкальном движении Максимально Используется силаинерции, рождающаяся от перемещения центра тяжести тела. Особенность движения состоит, с одной стороны, в послушности двигательного аппарата силе инерции, а с другой — в целенаправленном ее регулировании активной работой мышц. Е процессе работы занимающиеся приходят к пониманию значения перемещения центра тяжести тела человека в выразительности движения.
Вся подготовленная специальным образом моторика необходима для выработки особой психофизической установки — готовности к движению. Эта устанозка дает возможность легко и естественно отвечать движениями на музыку, выявляя в них музыкальные переживания. Готовность к движению характеризуется состоянием двигательного равновесия, в котором должен находиться человек во время музыкально-двигательной деятельности.
Двигательное равновесие выражается в том, что в теле человека (во время движения и на месте) работают только те мышцы, которые непосредственно необходимы для выполнения данного положения или движения и только с необходимой степенью напряжения. Кроме того, в положении «стоя» корпус двигающегося несколько выдвигается вперед и «подтягивается» вверх. Ноги выпрямлены, но колени не втянуты. Основная тяжесть тела покоится на передней части стоп ( на «подушечке» и пальцах). Во всем теле происходит непрерывный, активный, хотя и скрытый от глаз, процесс регулирования и перераспределения напряжений. При малейшем движении, вызвавшем перемещение центра тяжести тела, этот процесс превращается в пространственное движение: человеку невольно приходится изменить позу или начать движение.
Двигательная стойка как воплощение психофизической готовности к движению мобилизует, поднимая эмоционально-мышечный тонус, и выражает момент ожидания музыкально-эстетического действия.