БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Сложность в дальнейшем развитии этнической психологии за­ключается в неопределенности ее базовых понятий, их свободной трактовке и замене одних на другие как идентичные, с последую­щим наполнением их иным содержанием. Такое положение приво­дит к необходимости их систематизации и конкретизации смысло­вого содержания.

В этнопсихологии, этнографии, демографии, социологии, исто­рии широко используются термины: этнос, нация, народ, населе­ние, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Каждое из них настолько часто встречается в спе­циальной литературе и в повседневном обиходе, что предполагает­ся интуитивное их понимание. Однако научная терминология тре­бует более строгого определения. С этой целью приводится интер­претация отмеченных терминов строго в научных изданиях с по­следующим их анализом. В силу неоднозначности их определения в различных источниках дается несколько существующих трактовок их смыслового содержания.

Род — коллектив кровных родственников, ведущих происхожде­ние от общего предка. Роды объединяются в племена.

Род — основная общественная организация первобытнообщин­ного строя, объединенная кровным родством.

Род — основная общественная организация в первобытном об­ществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство.

Из определения рода следует, что предшествующим ему поняти­ем является семья, а последующим — племя. В данном и в последую­щих случаях многозначность определения какого-либо понятия связа­на не с их правильностью или ошибочностью, а с тем, что различные авторы в многокомпонентном понятии, в силу конкретных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляю­щим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая груп­па, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, мо­ральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют:

Орда — временные супружеские пары. Половые связи между ро­дителями и детьми, сестрами и братьями.

Кровнородственная семья — исключались половые связи между родителями и детьми.

Пуналуальная семья — исключались половые связи между утроб­ными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т. е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский — матриархат.

Патриархальная семья — первая форма моногамии (единобра­чие), наследование шло по отцу. Управление велось отцом, причем в его подчинении находились не только члены семьи, но и их по­томки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность.

Индустриализация разрушила домашнее производство, сохра­нив за семьей организацию быта.

Нуклеальная семья — семья состоит из супругов и их детей.

В современном обществе действуют две противоположные тенденции:

1) Обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т. е. превращение семьи в морально-право­вой союз мужчины и женщины.

2) Рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семей­ные отношения характеризуются равноправием. Одна и другая тенденция допускает многократность создания семьи с каждой из сторон.

Племя — совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйст­венной деятельностью и территорией.

Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и само­названием.

Племя — тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородствен­ные связи между его членами; деление на роды и фракции, общ­ность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов.

Образование союзов племен вело к смешению племен и воз­никновению более крупной общности — народности.

В определении понятия «племя» используется термин «этниче­ская общность», что предполагает ее предшествование племени, однако следующим этапом усложнения общности людей, как сле­дует из вышеприведенного определения, является народность.

Народность — исторически сложившаяся языковая территори­альная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой, вплоть до современной.

Непосредственно с понятием «народность» связано понятие «народ», однако в ряде случаев в его смысловое содержание вкла­дываются более объемные представления, что следует из его оп­ределения.

Народ — основная трудовая масса населения страны. По своему смыслу идентична понятиям — «люди», «группа людей», «нация», «национальность», «народность».

Народ — связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей.

Народ — совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку или ряду признаков. Народ — синоним понятия «люди».

Народ — все население определенной страны.

Народ — народные массы, включающие на различных этапах ис­тории классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества.

Народ — различные формы исторической общности (племя, на­родность, нация).

В определении понятия «народ» встречается термин «населе­ние», которое не имеет четкого очертания.

Население — жители, люди, проживающие в каком-либо месте.

Население — совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение.

Население — объединенная принадлежность к одному государ­ству, жители страны.

Население — то же, что нация, национальность.

Уже на данном уровне понятийного аппарата в этом определе­нии встречаются компоненты более сложных и возникающих позже определений. Родственным по своему содержанию с понятиями «народ» и «население» является понятие «популяция» (populis — народ, население).

Популяция — совокупность индивидов, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящих себя в течение большого числа поколений.

Популяция — элементарная единица процесса эволюции, спо­собная реагировать на изменения среды перестройкой своей струк­туры.

Этнос — (ethnos — народ) по смыслу: принадлежность к какому-либо народу с его культурой.

Этнос — исторически сложившаяся этническая общность — пле­мя, народность, нация.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как систе­ма, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплементарности) вза­имной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих».

В этом определении под стереотипом поведения понимается специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Научение — наиболее низкая, предшествующая форма обучения, из чего следу­ет, что если убрать историю и не передать ее следующему поколе­нию, то этнос исчезает.

В свою очередь в стереотип поведения входит понятие «этни­ческая система» — сообщество людей, объединенных мироощуще­нием и стереотипом поведения. Эти дополнения взаимно ссыла­ются друг на друга. Входящее в них понятие «мироощущение» — это фиксированное сознание отношения человека к идеальным ценно­стям и материальному миру.

Этническая общность (этнос) — исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных пле­менем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, по­ляки, белорусы, русские — этническая общность).

Этногенез — процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются но­вые термины: «конвиксия» и «консорция».

Конвиксия — группа людей с однохарактерным бытом и семей­ными связями; низший элемент в этнической иерархии.

Консорция — группа людей, объединенных общей исторической судьбой, где под исторической судьбой следует понимать цепочку событий, казуально связанных их внутренней логикой — причинно-следственными связями между событиями, детерминирующими дальнейший ход самих событий.

Нация — (natio — племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их террито­рии, экономических связей, литературного языка, этнических осо­бенностей культуры и характера. Возникает в период формирова­ния капиталистических экономических связей, образования внут­реннего рынка. Складывается из различных племен и народностей.

Нация — определенный народ, связанный общностью самосоз­нания и социальной структуры.

Нация — общность по принадлежности к определенному госу­дарству.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, образующаяся в процессе формирования общности их терри­тории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Нация — исторически сложившаяся часть человечества, объеди­ненная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Нация — народ, создавший себе зависящее от него правительст­во и имеющий в своем распоряжении территорию, границы, кото­рые признаются другими государствами (народ, организованный в государство). Нации могут образовывать несколько народов или части разных народов. Данное определение наиболее расплывчатое и туманное, особенно в той части, где говорится о создании зави­сящего от него правительства. До настоящего времени ни один народ не имел зависящего от него правительства.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, прояв­ляющегося в общности культуры. Нация, как и все исторические явления, подлежит закону изменения.

В определении нации фигурирует понятие «страна», которое также имеет многозначное определение.

Страна — местность, область, территория.

Страна — территория, имеющая собственное государственное управление или управляется другим государством.

Страна — крупная территория, выделенная по географическому положению и природным условиям в политическом и географиче­ском отношении. Территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет или находящаяся под властью друго­го государства.

Государство — структурная организация, обеспечивающая коор­динацию и управление обобщенными функциями во взаимообу­словленных совместных производственных отношениях.

Государство — аппарат, обеспечивающий координационную деятельность господствующих интересов, связанных с организаци­ей производства потребностей, способа их распределения и защиты распределенного от внутренних и внешних посягательств.

В приведенных определениях фигурирует понятие «экономи­ка». В данное понятие вкладывается следующий смысл.

Экономика — (искусство ведения домашнего хозяйства) сово­купность производственных отношений определенного общества, его экономический базис.

Экономика — совокупность производственных отношений, со­ответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Экономика — (домоводство) хозяйственный уклад, хозяйствен­ный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и рас­пределение.

Одной из проблем этнопсихологии и перспективных направле­ний ее исследования является этноцентризм и его природа, что тесным образом связано с понятиями «раса» и «расизм», «нацио­нализм», «сепаратизм», «шовинизм», «фашизм».

Раса — исторически сложившаяся группа человечества, объеди­ненная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, конституцией тела), обусловлен­ных общностью происхождения и первоначального населения (вы­деляются европейская, монголоидная и негроидная), по цвету ко­жи — белая, черная, желтая, красная.

Раса — одна из групп, на которую условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенности во­лосяного покрова, формы головы, пропорций тела).

Стремление возродить этническую особенность, с одной сто­роны, ведет к стремлению освободиться от гнета и приобрести независимость, а с другой — к сепаратизму и признанию расового превосходства, что и определяет необходимость ознакомления с рядом терминов.

Сепаратизм — стремление к разделению, обособлению и созда­нию собственного государства.

Федерация — форма государственного устройства; союзное го­сударство, состоящее из ряда государств или их образований, каж­дое из которых, наряду с общефедеральными, имеет собственные законодательные, исполнительные и, как правило, судовые органы.

Федерация — союз обществ или организаций.

Конфедерация — объединение, союз отдельных независимых го­сударств или организаций, объединенных общими управляющими органами, создан для достижения определенных, в основном для внешнеполитических и военных, целей.

Национализм — идеология национального превосходства (ис­ключительности), национальные интересы ставятся превыше ин­тересов социальных, классовых; провозглашение национальной нетерпимости, разжигание национальной вражды.

Шовинизм — крайний национализм, проповедующий нацио­нальную и расовую исключительность.

Фашизм — идеология воинствующего шовинизма и расизма.

Нацизм — (нем. Nazismus, сокращенное от Nationalsozialsmus — национальный социализм) — название фашизма в гитлеровской Германии.

Расизм — идеология превосходства одной расы над другой.

Интернационализм — международная солидарность людей раз­ных наций (рас), основанная на общности их интересов в стремле­нии к прогрессивному и справедливому развитию общества.

Космополитизм — теория, которая проповедует безразличное отношение к отечеству и своему народу, отстаивающая необходи­мость замены национального гражданства мировым.

Разновидность приведенной терминологии и ее неоднознач­ность объясняется тем, что в основу этих понятий входит опреде­ленная совокупность признаков, которая присутствует в каждом из них в различной степени проявления. В свою очередь при опреде­лении каждого из используемых понятий могут выделяться в большей или меньшей степени какой-либо признак или их сочета­ние, что и приводит к различным их формулировкам. Для более четкой связи этих понятий и установления их отношений целесооб­разно в табличной форме указать набор признаков и меру присут­ствия каждого из них в соответствующем понятии.

Приведенные термины, составляющие базовые понятия в эт­нопсихологии, характеризуются общностью набора признаков, но значимость каждого из них в определении понятия различна. Сле­довательно, возникает необходимость введения определенного масштаба измерения каждого из признаков и последующего сопос­тавления их в каждом из понятий. В силу того, что рассматривает­ся 10 последовательно усложняющихся понятий, введем 10-балль­ную оценку. Данная мера введена произвольно и не имеет какого-либо теоретического обоснования. Практически для каждой харак­теристики признака может быть введена своя мера. Следует сде­лать замечание по содержанию и порядку расположения самих терминов. В этом отношении последовательность размещения оп­ределена тем, что в источниках литературы по этнопсихологии предлагается такое усложнение понятий, вытекающих одно из дру­гого. Однако единого подхода в понимании этих терминов нет. Часто понятие «этнос» охватывает понятия от «рода» до «нации». В отдельных случаях говорят об этнических особенностях расы.

Общая хоз.

Деятель­ность и быт

Единый язык

Кровное родство

Единая территория

Числен­ность людей

Общность культуры

1. Семья

10

10

10

10

П>2 человек

10

2. Род

10

10

10

10

П>2 семей

10

3. Племя

10

10

9

10

П>2 родов

10

4. Народ

5

3

0

6

П> 2 племен

8

5. Популяция

9

8

9

10

П> 2 родов

8

6. Этнос

5

6

0

5

П> 2 родов

8

7. Страна

9

5

0

10

П> 2 родов

6

8. Государство

10

7

0

10

П> 2 нации

7

9. Нация

7

6

0

7

П> 2 народов

6

10. Раса

0

0

0

0

П> 2 народов

0

Подобного рода свободная трактовка базовых понятий создает существенные трудности в понимании и возможном разрешении задач этнопсихологии. Наличие такой степени свободы в исполь­зуемых определениях создает высокую толерантность пространст­ва рассматриваемых событий. В свою очередь степень толерантно­сти определяет сложность разрешимости стоящей задачи. Отсюда как следствие вытекает невозможность обоснования основных по­ложений и трактовок этнопсихологии, если не будет введена кон­кретная мера каждого признака, входящего в используемые терми­ны. Исходя из этого положения, в дальнейшем при изложении ма­териала будем исходить из установленного порядка вытекающих друг из друга понятий с учетом долевой значимости каждого при­знака, входящего в их определение.

Наиболее полное описание из приведенных понятий имеет се­мья. Именно семья явилась предметом научного изыскания Л. Г.Моргана, Ф. Энгельса, В. А. Ковалевой, Сукарна, А. Бебеля. Воз­никновение семьи в понимании сегодняшнего дня прошло длин­ный и сложный путь, в котором, определяющим фактором лежали экономические отношения и возникновение прежде всего частной собственности. Семья как понятие в истории развития общества стоит позже, чем род. Однако род можно представить как большую семью, не имеющую каких-либо ограничений в половых связях, ни возрастных, ни родственных. В приведенной таблице понятие «се­мья» стоит на первом месте, так как это более мелкое дробление совместной связи индивидов по приведенным признакам. Следует также отметить, что между каждым из последующих понятий так­же нельзя провести грань с четким указанием, где кончается одно понятие и начинается другое. Такое положение вытекает прежде всего из принципа мультипликативного обеспечения конечного результата (в данном случае используемого понятия), так как оно во всех многофункциональных системах выступает критерием по­добия в равновозможном сочетании входящих в них признаков.

Updated: 06.07.2013 — 09:43