К XV в. в основном сложилась украинская народность. В XVI в. образовалась Запорожская Сечь — центр украинского казачества.
Название Запорожская Сечь происходит от наименования главного укрепления Сечи. До 1656 г. структура казацкой Сечи была представлена «республикой». Ее верховным органом была сече-вая рада, которая возглавлялась кошевым атаманом. Вся Сечь делилась на курени — войсковые подразделения, всего их было до 38 с принадлежащими им жилыми помещениями.
Запорожская Сечь играла определяющую роль в борьбе с крымскими, турецкими, польско-украинскими феодалами. В 1709 г. Старая Сечь была ликвидирована, а в 1734 г. правительством создается новая Сечь. Через 21 год она ликвидируется царизмом, что было связано с подавлением Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева.
В конце XVI в. прокатились крестьянско-казацкие войны 1591-1593 гг., 1594-1596 гг. В XVII в. под руководством Богдана Хмельницкого войной украинского народа завершилась борьба против польско-литовской шляхты и турецкой агрессии 1648-1654 гг. В 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.
В 1660 г. Юрий Богданович Хмельницкий, Гетман Украины (1659— 1663), разорвал союз с Россией и подписал с Польшей Слободищенский трактат. В последующем Украинское казацкое войско участвовало в Полтавском сражении (1709 г.).
В последующем к отделению Левобережной Украины от России стремился Иван Степанович Мазепа. Во время Северной войны (1700-1721) он перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов. После Полтавской битвы в 1709 г. бежал в турецкую крепость Бендеры.
Во второй половине XVIII в. южноукраинские земли освобождаются от турецкого ига, в конце XVIII в. Правобережная Украина воссоединилась с Россией. Отмена крепостного права 1861 г. ускорила развитие капитализма в Украине.
Трудящиеся Украины участвовали в революции 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциях 1917 г. Советская власть установлена в ноябре 1917 — январе 1918 г.
Украинская Советская Социалистическая Республика образована 25 декабря 1917 г.
В период становления власти в Украине идет жестокая борьба. Органом государственной власти в Украине с марта по декабрь 1917 г. являлась Центральная Рада, которая находилась в Киеве, а с января по апрель 1918 г. — в городах Житомире и Сарны. Председателем являлся М. С.Грушевский. Исполнительным органом был Генеральный секретариат. После Октябрьской революции провозгласили Украинскую Народную Республику, которая стала одним из общероссийских центров борьбы против Советской власти.
В гражданской войне 1918-1920 гг. были разгромлены Центральная рада, Директория, войска белой гвардии, австро-германских и англо-французских интервентов. В результате советско-польской войны в 1920 г. Западная Украина отошла к Польше. В ноябре 1939 г. Западная Украина воссоединилась с УССР. В июне 1945 г. Закарпатская Украина воссоединилась с УССР, а в 1954 г. в состав УССР вошла Крымская область. С 1922 по 1991 гг. УССР находилась в составе СССР. Такова сжатая история украинского этноса и образования украинского государства.
Формирование украинского этноса неотделимо от истории развития древней руси. Стремление выделить особые черты, которые присущие только украинскому и не свойственные белорусскому или русскому этносу, всегда имело беспочвенную основу. На протяжении тысячелетий своего развития эти братские народы всегда объединяла внешняя опасность, вне зависимости от того, приходила она с запада или с востока.
В мирные периоды своего существования на протяжении тысячелетий во всех социокультурных образованиях междоусобные распри, внутриэтнические, социальные конфликты систематически потрясали жизнь общества. Стремление выделить особые психологические черты славянского этноса, и украинского в том числе, непременно приводит к анализу условий жизни народа в конкретных социально-исторических условиях. Полученные результаты, естественно, носят характерные особенности, но они не могут трансформироваться как неизменные и присущие всегда только данному этнокультурному образованию.
Занимая благоприятное географическое положение и находясь в центре евроазиатского континента, территория Украины всегда являлась привлекательной зоной как для хозяйственно-торговых отношений, так и для грабительских военных нападений. Открытые со всех сторон государственные образования на этой территории могли выжить, применяя как тактику военного противостояния, так и мирной ассимиляции с соседними государствами. Именно общность социально-средовых условий тысячелетних формирований жизнедеятельности многих славянских народов породила специфичность этнического образования, объединенного экономическими условиями жизни, соответствующими культурой общения, политическим укладом, языком общения. Как и на протяжении всего предшествующего периода развития, сегодня продолжается формирование этнокультурного образования, которое объединяется под названием «украинцы». Данный процесс не может зависеть от желания или усилий отдельных личностей и искусственного навязывания пути развития нации.
Как и на протяжении всей истории развития общества, процесс его самоорганизации определяется внешними геополитическими соотношениями сил и внутренними социально-экономическими противоречиями государственного устройства общества. В целом, в мире все в большей мере идут интеграционные процессы, интернационализация отношений, и стремление разделить людей на этнические образования, замыкание их в узких границах этнического самосознания не имеет будущего. На данном этапе эти стремления имеют целенаправленное действие именно в том плане, чтобы ослабить конкурентоспособность и военным или экономическим путем присоединить новые жизненные пространства к сильнейшему в данный период времени. Процесс самоорганизации общества неизменно подчиняется объективным законам развития мира, и глубокое понимание их позволяет с меньшей остротой конфликтных противоречий решать как внутригосударственные, так и межгосударственные отношения. Именно этим определяется значимость этнопсихологии как социально-политической науки. У каждого народа имеются свои герои, которые являются предметом гордости и достоинства, есть предатели, которых презирают, враги, которых необходимо ненавидеть, друзья, на которых полагаются и которым доверяют.
Абсолютизация тех или иных из них относительно какого-либо этноса носит чисто воспитательный характер и преследует психологическое воздействие формирования нужного стереотипа поведения. Но сложившиеся столетиями формы отношений в виде традиций, представлений, ритуалов не могут быть сразу разрушены, так как они продолжают поддерживаться конкретными социально-средовыми условиями. Изменение последних делает эти традиции пережитками прошлого, которые безболезненно уходят в историю. Сохранение стабильных условий взаимообусловленных отношений делает столь же стабильными особенности социально-средового наполнения поведения этноса или народности со всеми специфическими чертами, которые определяются средой жизнедеятельности. Этот факт и дает основания говорить об особенностях психологии поведения, характерной для данного социокультурного образования.