Три сектора (рис. 12.1.) демонстрируют довольно близкое совпадение с тремя общими ориентация^ кросс-культурного исследования, которые были предложены в гл. 1. Хотя они назывались по-разному различными авторами, мы идентифицировали их как Релятивизм, Абсолютизм И Универсализм. Каждый из них много раз упоминался, в предыдущих главах, но здесь мы попытаемся их определить и тщательно разработать.
Для облегчения идентификации этих ориентации в таблице 12.1. в общих чертах показаны их особенности под названиями: общая ориентация, теоретическая точка зрения и методологическая точка зрения.
Как мы отмечали в гл. 9, релятивистская позиция (правая колонка таблицы 12.1.)
Была впервые идентифицирована в антропологии Герсковицем (1948), но основывалась на более раннем комплексе идей Боаса (1911). Эта общая ориентация стремится избежать всех черт этноцентризма, пытаясь понять людей «с их собственной точки зрения» без навязывания туманных ценностных суждений или априорных суждений любого вида. Таким образом, релятивистская ориентация пытается не только избежать принижения других народов (акт оценки), но также избегает описания, классификации и понимания других с внешней культурной точки зрения (акт познания). «С их собственной точки зрения», таким образом, означает «с помощью их собственных категорий» И «их Собственных ценностей». Существует рабочая гипотеза, что объяснения психологических вариаций народов мира нужно искать, исходя из культурных вариаций, с учетом некоторых других факторов. Теоретически релятивисты не проявляют большого интереса к существованию сходства в разных культурах, за исключением декларации общей эгалитарной позиции (например, принципа «все люди равны»). Они объясняют любые культурные различия тем, что они берут начало в культурном контексте, который влияет на индивидуальное развитие. Обычно различия интерпретируют качественно: например, люди отличаются больше по своему виду или по образу мышления, чем по уровню интеллекта. В методологическом плане релятивисты избегают компаративных исследований потому, что они считают их столь проблематичными и этноцентричными, что невозможно провести валидные сравнения. Все психологические оценки должны быть согласованы с методиками (тестами и т. д.), которые разрабатывались в
Рамках концепта определенной культуры; это позволяет локализовать релятивизм среди эмик-подходов, индигенных подходов и подходов культурной психологии, что мы уже обсудили в гл. 11.
В корне противоположная позиция абсолютизма, как представляется, мало затрагивает проблемы этноцентризма или наблюдения людей «с их собственной точки зрения». Скорее считается, что психологические явления происходят в основном одинаково в разных культурах: существенные признаки, например, «интеллект», «честность» или «депрессия» считают одинаковыми везде. Игнорируется возможность, что знания исследователей основаны на их собственных культурных концептах об этих феноменах. В методологическом плане считается, что сравнения не создают никаких существенных проблем и выполняются легко и часто, основываясь на использовании тех же самых инструментов (предположительно тех, что имеют одинаковое психологическое значение), что и во многих других культурах. Эти инструменты используются, согласно стандарту. Самое большее — проверяют их лингвистическую эквивалентность, но часто это лишь единственный реверанс в сторону признания возможной роли культурных влияний. Так как инструменты, вероятно, могут быть искажены как методологически, так и концептуально, этот подход определенно приводит к вынужденным этик-подходам, как было отмечено в гл. 11. В теоретическом плане абсолютизм основан на предположении, что люди психологически везде очень сходны. Там, где различия действительно есть, они являются количественными. Это следует из общей модели, которая лежит в основании абсолютизма: разные люди просто «менее развиты в интеллек-
Туальном отношении», «менее честны» или «более подвержены депрессии».
Позиция универсализма исходит из рабочей гипотезы, что основные психологические процессы являются, вероятно, повсеместно общими особенностями человеческой жизни, но на их проявление влияют культуры. Различия связаны с культурой, «которая создает разные вариации на общую тему»; основные процессы, по сути дела, одинаковы, но проявляются по-разному. В методологическом плане сравнения используются, но осторожно, с учетом предосторожностей, которые были описаны в гл. 11. Их не следует избегать, но и не следует выполнять произвольно. Методы оценки, вероятно, требуют модификации. Хотя отправной точкой может быть некая существующая теория или тест, их использование следует наполнять локальными культурными знаниями.
Универсально применимые концепты происходят путем переформулировки существующих понятий. В теоретическом плане интерпретации сходства и различий делают на основе убеждения в том, что основные психологические процессы имеют «общечеловеческий характер» и культурные факторы влияют на их развитие (направление и степень) и развертывание (с какой целью и как они используются). Таким образом, основными вопросами здесь являются: в какой степени и каким образом культурные переменные влияют на поведение. Количественные интерпретации могут быть валидно выполнены по тем параметрам, которые попадают внутрь области, где интересующие феномены подобны. Например, различия результатов теста на депрессию могут интерпретироваться количественно для тех культур, для
Которых депрессия имеет одинаковый смысл и проявление. В то же время, в культурах, которые отличаются по пониманию и выражению депрессии, может оказаться невозможным провести эквивалентные измерения. Различия качественной природы требуют теоретического анализа, чтобы определеить общие параметры, по которым они могут быть представленны количественно прежде, чем будет проведено сравнение.
В гл. 1 мы пытались отличить универсалистскую позицию от абсолютистской, утверждая, что универсализм подчеркивает роль культуры в появлении разнообразия, тогда как в абсолютистском представлении культура фактически не играет никакой роли. Другой способ показать это различие — рассматривать абсолютизм как подход, который подразумевает поведенческий универсализм. То, что мы назвали универсалистской позицией, подчеркивает идентичность основных психологических процессов, которые являются наследием филогенетической истории. Следовательно, чтобы показать эту позицию можно также говорить о психологическом универсализме6.
Комбинируя подходы, которые отображены на рис. 12.1. и в таблице 12.1., можно4 обнаружить следующие результаты. С абсолютистской точки зрения считается, что определение психологических концептов, свободных от влияния культурного контекста, находится в пределах досягаемости для исследователя. Такое «свободное от контекста» измерение требует избегания ловушек при формулировке пунктов (вопросов) методик и тщательности перевода, но и здесь не существует непреодолимых преград.
См. Poortinga, 1998, 1993.
Релятивисты полагают, что определения таких психологических концептов, как Личность, Познание И Социальное Поведение, Тесно связаны с контекстом. Значит, не следует даже пытаться провести психологическое измерение, свободное от контекста. С универсалистской точки
Зрения контекстно-свободное определение психологических понятий рассматривается как цель, к которой можно приблизиться через модификацию культурно специфических понятий. Проявление поведения во многих отношениях связано с культурой, а (свободное от
12 Кросс-культурная психология
Контекста) измерение некоторых видов переменных также может оказаться целью, которую никогда нельзя полностью достичь.
Эти три подхода имеют значение для теоретического определения психологических концептов, а также для психометрической оценки кросс-культурного сходства и различия. Они также важны для операционального определения Универсальности. Вообще, психологическое понятие или связь между понятиями квалифицируют как универсальные, если их можно валидно использовать для описания поведения людей в любой культуре. Согласно Триандису (1978, с. 1), это «психологический процесс или взаимоотношения, которые есть во всех культурах». Определение довольно неточное и может применяться почти к любому концепту. Джахода (1981, с. 42) предлагает в качестве критерия универсальности «постоянство как в культурах, так и в методах». Такой критерий соответствует абсолютистской ориентации, но он также может быть использован релятивистами, чтобы предъявить претензии к абсолютистскому подходу за навязывание условий, которые редко встречаются.
Трудности при идентификации универсалий не следует понимать в том смысле, что универсалии не существуют. Доказательства и результаты обратного были представлены в обзоре, сделанном, исходя из позиции сравнительной антропологии, Манро и Манро (1997). Другой обзор сделал Лоннер (1980), который отметил значительное изменение в подходах к универсалиям в кросс-культурной психологии. Исходя из позиции, которая была унаследована из психометрической традиции, Ван де Вийвер и Пуртинга (1982) тщательно проработали эту проблему и
Доказали, что универсальность концептов может быть установлена на нескольких уровнях психометрической точности и что большее кросс-культурное подобие в поведении подразумевается тогда, когда определение становится более точным. Их определения происходят из инвариантных свойств шкал для качественного или количественного выражения кросс-культурных различий. Они различают четыре уровня концептов:
1. Концептуальные универсалии — это концепты на высоком уровне абстракции, возможно, без какого-либо соотнесения со шкалой измерения (например, модальная личность или адаптивность).
2. Слабые универсалии — это концепты, для которых определены методики измерения и валидность которых показана в каждой культуре (с помощью доказательства структурной эквивалентности, гл. 11). Вообще, требование этого уровня универсальности косвенно поддерживается большинством психологов фактически для всех текущих концептов в психологии, даже без необходимого анализа их валидности.
3. Сильные универсалии — это концепты, которые устанавливаются с использованием шкалы, имеющей одинаковую метрику в разных культурах, но различное происхождение (условия наблюдаемости для обеспечения эквивалентности метрики, см. гл. 11). Общие паттерны результатов обеспечивают релевантные доказательства.
4. Точные универсалии показывают такое же распределение результатов тестов во всех культурах. Для таких универсалий необходимы инструменты, которые удовлетворяют требованиям полной эквивалентности результата.
Важной чертой этой классификации универсалий является то, что они снимают дихотомическое разделение на универсалии и культурно-специфические феномены. Ван де Вийвер и Пуртинга (1982, с. 393) считают, что, по-видимому, имеет смысл «рассмотреть степень постоянства данных в разных культурных группах в зависимости от сходства культурных паттернов или фоновых переменных в различных культурах». Эта аргументация согласуется с понятием универсализма как подхода, который рассматривает постоянство на различных уровнях как потенциальный результат кросс-культурного исследования.