Описания африканской личности, сделанные западными психиатрами во времена колонизации, были в значительной степени отмечены предубеждениями и стереотипами. Рост числа работ африканских авторов в 1960-х и 1970-х гг., претендующих на отдельную идентичность для африканцев, может рассматриваться, по крайней мере, частично как реакция на широко распространенную отрицательную картину, которая преобладала во времена колонизации.
Напротив, в работе сенегальского психиатра Coy (1977, 1978) изложена пространная теория африканской личности и психопатологии. Схематическое представление человека в африканском осмыслении приведено на рис. 4.1. Внешний слой — тело, телесная оболочка личности. Затем идет принцип витальности, который действует как для человека, так и для животных. В большей или меньшей степени это можно приравнять к физиологическому функционированию. Третий слой представляет еще один принцип витальности, но он присущ только людям и символизирует человеческое психологическое существование, не присущее другим живым существам. Внутренний слой — это духовный принцип, который никогда не погибает. Он может оставлять тело во время сна и тогда, когда человек находится в состоянии транса, и покидает тело окончательно в случае смерти. Духовный принцип не наделяет тело жизнью, а существует сам по себе. Он принадлежит сфере предков и представляет эту сферу в каждом человеке.
Концентрические слои личности находятся в постоянных взаимоотношениях с ее окружением. Coy описывает три референтные оси, которые касаются
Взаимоотношении человека с внешним миром. Первая ось связывает мир предков с духовным принципом, проходя через три другие слоя. Вторая — соединяет психологический принцип витальности с расширенной семьей человека, понимаемой как род, к которому он принадлежит. Третья — соединяет широкую общину с человеком, проходя через телесную оболочку к физиологическому принципу витальности. Эти оси представляют собой соотношения, которые обычно находятся в состоянии равновесия.
Согласно Coy, традиционные африканские интерпретации болезни и ментальных расстройств и их лечение можно осознать посредством этой индигенной теории личности. Расстройство происходит, когда равновесие нарушается по одной или другой оси. Диагноз заключается в определении того, какая из осей была нарушена, а терапия направлена на восстановление равновесия. Обратите внимание, что в африканской традиции
Болезни всегда имеют внешнюю причину; они относятся не к внутрипсихичес-кой личной истории человека, а к агрессивным вмешательствам извне.
Если нарушется равновесие по первой оси (которая связывает духовный принцип с миром предков), могут наблюдаться серьезные хронические состояния психозов, но это не приводит к смерти, так как духовный принцип не может разрушиться. Нарушения происходят из-за духов, которые передают послания от предков. Состояние транса как психотерапевтическая техника, во время которой человек одержим одним из этих духов, может служить для восстановления отношений с предками. Поэтому вхождение в состояние транса производит важный психотерапевтический эффект.
Нарушение равновесия по второй оси, которая объединяет принцип психологической витальности с родом, приводит к органическим болезням, состояниям повышенной тревожности, тяжелым
4.1. Модель Африканской Личности, Согласно Coy {No Sow, 1977, 1978)
Неврозам и изнурению. Вероятно, это серьезное заболевание, которое может привести к смерти через разрушение принципа витальности, обусловлено колдовством и может быть исцелено только колдовством. Нарушение равновесия с третьим полюсом (общины) приводит как к более мягким органическим и психосоматическим заболеваниям, так и к невротическим состояниям. Это обусловлено агрессией со стороны врагов и может быть исцелено с помощью фетишизма. Как правило, исцеление предполагает разрешениеконфликта (с общиной, семьей или предками) и, соответственно, восстановление равновесия.
Мы упрощенно изложили эту теорию личности, модель же принимает несколько иную форму в матрилинейных и патрилинейных обществах. В концепции Coy сверхъествественное, например, в колдовстве, следует понимать в его культурном значении, перенасыщенном символическими интерпретациями. В то же время в своих работах Coy использовал язык западной психиатрии.
Важность символизма подчеркивают и другие авторы, которые писали об Африке, например, Джахода60 ссылается на самые сложные концепции личности Бамбара В Мали. Они различают шестьдесят элементов в человеке, которые составляют пары. Каждая из них содержит один мужской и один женский элемент. Например: мышление и рефлексия, речь и власть, будущее и судьба, имя и фамилия. Джахода усматривает здесь не только некоторые подобия в психологии, известной на Западе, но также и важные различия. Психология Бамбара Образует часть их мировоззрения, в котором отношения между различными элементами установлены скорее с помощью
60 См. 1982; ср. Cisse, 1973.
Символизма, а не с помощью аналитических процедур.
Нсаменанг61 также указывает, что современные взгляды в психологии на индивида как на автономную сущность отличаются от африканской концепции, в которой человек сосуществует с сообществом, миром духов и с экологической окружающей средой. В Африке признают существование неразрушимой жизненной силы, которая продолжает существовать в мире духов после смерти. Личность есть проявление этой жизненной силы через тело. Уважение к личности выражается, например, в значении, которое придается приветствиям. Потраченное на них время — не просто потеря времени и усилий; оно отражает высокую социальную ценность приветствия, которая подразумевает большое уважение к людям. Нсаменанг (1992, с. 75) замечает далее, что в Африке «человек принадлежит не сам себе», а общине, в которой и для которой он существует. Важность общины отражается в поговорке «Делай пользу общине, и ты сделаешь добро себе; ищи добро только себе и ты найдешь себе погибель». По мнению Нсаменанга, приоритет родственных отношений будет оставаться верховенствующим, пока альтернативные системы социального обеспечения не смогут заменить обширные семейные связи.