Амаэ (Атае), Произносимое как Ah—Mah—Eh, Заняло видное место в работах психиатра Дои62 как суть концепции понимания японцев. Амаэ Описывается как форма пассивной любви или зависимости, которая берет начало во взаимоотношениях
61 См. Nsamenang, 1992; Nsamenang, 2001.
62 См. Doi, 1973.
Младенца со своей матерью. Желание контактировать с матерью универсально для маленьких детей и играет важную роль в формировании новых взаимоотношений среди взрослых. Амаэ Больше известно среди японцев, чем среди людей в других культурах. Дои считает существенным, что японский язык имеет слово для выражения Амаэ, А также большое число терминов, относящихся к Амаэ. По мнению Дои, культура и язык тесно взаимосвязаны.
Он приписывает многие и далеко идущие значения Амаэ Менталитету японцев. Стремление получить прощение со стороны другого человека, сопровождаемое пассивной любовью и зависимостью, приводит к стиранию резкого различия, которое обнаруживается на Западе, между человеком (как это выражается в концепции «Я») и социальной группой. Как таковое оно влияет на коллективистские склонности, якобы преобладающие в японском обществе. Проблемы психического здоровья, проявляющиеся в виде психосоматических симптомов, чувстве страха и опасения, могут иметь свое происхождение в скрываемом Амаэ (см. гл. 16). Пациент находится в таком душевном состоянии, когда не может обманывать снисходительность других. У человека, страдающего манией преследования и величия, «амаэ Редко действует как промежуточное средство, с помощью которого он мог бы испытывать сочувствие к другим. Он стремится эгоцентрично следовать за Амаэ И сделать это, соединяясь с каким-либо объектом или с другим человеком, которых он сам выбрал»63. При анализе социальных переворотов в Японии, в особенности студенческих волнений конца 1960-х и начала 1970-х гг., Дои
63 См. Doi, 1973, с. 132.
Считает, что чем больше в современность проникает Амаэ, Тем больше всем присуща инфантильность. Связи между поколениями утеряны; Амаэ Стало общим элементом взрослого поведения детей и инфантильного поведения взрослых.
Следует отметить, что важные положения концепции Дои подвергались критике и в самой Японии и за ее пределами. Например, Кумагаи и Кумагаи64 подчеркивают, что Амаэ Как чувство любви выражается в паттернах взаимодействия, которое меняется от «давать» до «брать», или от позиции дистанцирования себя до позиции утверждения себя. Согласно Икебе65, наблюдения специфического поведения заставляют предположить, что Амаэ Обладает аспектами и зависимости, и привязанности, наряду с аспектами снижения отрицания реальности разделения и для получения эмоционального и физического утешения от объекта привязанности. Подобные формулировки предполагают сходство с психологическими механизмами, которые обнаруживаются везде.