Еще одним основным расстройством, которое было исследовано с кросс-культурной точки зрения, является депрессия (категория 4 в дополнении 16.1.). Хотя ее симптомы часто не столь драматичны, как при шизофрении, ей все же уделили значительное внимание в эмпирических и теоретических исследованиях34. «Депрессия» в непсихотическом смысле встречается часто и почти у каждого. Однако как Психопатология Она характеризуется широким спектром симптомов и проблем, включая грустное настроение и недостаток энергии, интереса к жизни и наслаждения ею. Часто это состояние сопровождается эмоциональными (чувство вины, гнева и беспокойства) и физическими изменениями (нарушение сна, усталость, потеря аппетита, веса и силы). Наблюдаются изменения поведения (плач, замыкание в себе и тревога) и самооценки (низкое чувство собственного достоинства, пессимизм, ощущение безнадежности и никчемности). Тяжелая депрессия может сопровождаться суицидальными тенденциями.
Депрессия, Наряду с шизофренией, была включена в англо-американское исследование Купера (1972) и в последующий анализ Леффа (1977). Снова наблюдалось существенное расхождение в больничных диагнозах (4,7% и 24,1% в США и Великобритании, соот-
34 См. Kaiser, Katz & Shaw, 1998; Marsella, 1980.
Ветственно), но эти расхождения сильно уменьшились, когда диагностику провели психиатры исследовательского проекта (19,8% и 22,3%). Значит ли это, что очевидные различия в оценках и проявлениях депрессии в разных культурах обусловлены лишь неодинаковым использованием диагноза депрессии психиатрами? Согласно всестороннему анализу Марселлы35, возможно, что ответ будет «Нет». Локалььое культурное значение «депрессии» сильно варьирует, соответственно, как с языковой семьей пациента, так и с различием эмоциональной терминологии36. Согласно Принсу37, опыт аккультурации к западному образу жизни также обычно увеличивает распространение депрессии.
Кроме рассмотренных культурных корреляций депрессии, имеется множество разработанных теорий, которые были предложены для объяснения как происхождения, так и вариаций депрессии. Они относятся к аспектам структуры семьи (большие семьи обеспечивают лучшую социальную поддержку, близкие отношения матери и ребенка и пониженный риск потери любимых) и к ритуалам траура (слабая депрессия может быть следствием ритуализированных и открытых выражений скорби). Собственная теория Марселлы (1980) включает культурное измерение «эпистемических ориентации» (объективная реальность против субъективной ориентации). В относительно «объективном» типе культур существует абстрактный язык и индивидуализированная структура личности; в противоположность этому, метафорический язык и преимущественно общинная структура обнаруживаются в «субъективных» типах культуры. Со-
35 См. Marsella, 1980.
36 См. Leff, 1977.
37 См. Prince, 1968.
Гласно Марселле, депрессия принимает в основном эмоциональную и когнитивную форму в культурах с объективными ориентациями (и переживается как ощущение изолированности), в то время как она обретает, главным образом, соматическую форму в культурах с субъективными ориентациями.
Несмотря на эти вариации, большинство исследователей38 полагают, что, как и в случае шизофрении, «общая основа» симптомов депрессии позволяет распознавать это расстройство во всех культурах. Эти симптомы включают беспокойство, напряжение, упадок сил и мысли о неполноценности. Однако проявления депрессии могут отличаться в разных культурах, например, более частые соматические симптомы в некоторых из них39. Следовательно, депрессия квалифицируется как универсалия. Однако, подобно всем другим универсалиям в настоящее время, западная предубежденность в исследовательском подходе и в исследуемых популяциях могли повлиять на ее осмысление и описания, а, следовательно, и на этот вывод.