Одна из ранних попыток в кросс-культурной психологии разобраться во многих из проблемах, которые мы обсуждали в предыдущем разделе, состоит в различии между Эмик— И Этик—Подходами. Эти термины выдвинул Пайк15 по аналогии с фонетикой и фонемикой. В лингвистике фонетика связана с изучением общих аспектов звуков голоса и произнесения звуков; фонемика — изучение звуков, используемых в определенном языке. Бер-ри (1969) проанализировал комментарии Пайка по эмик — и этик-различию и его применению а кросс-культурной психологии (см. таблицу 11.1.).
Многие сторонники качественных методов утверждают, что поведение во всей его сложности можно понять лишь в контексте культуры. При эмик — подходе дела—
Ется попытка рассматривать явления и их взаимосвязь (структуру) глазами аборигенов, людей, которые относятся к данной культуре. При этом избегают применять априорные понятия и идеи из нашей собственной культуры в отношении людей, которых мы изучаем. Эта точка зрения берет начало из культурной антропологии, где с помощью метода включенного наблюдения исследователь пытается рассматривать нормы, ценности, мотивы и обычаи членов определенной общности с их собственной точки зрения.
Опасность этик-подхода состоит в том, что концепции и точки зрения исследователей основываются на собственном культурном опыте. Они работают с «навязанными этиками»16, или «псевдоэти-ками»17.Цель эмического анализа заключается в том, чтобы постепенно изменить «навязанные» этики, чтобы соответствовать точке зрения эмик-подхода на изучаемую культуру. Это должно привести, в конечном счете, к формулировке
14 См., например Erlandson, Harris, Skipper & Allen,
1993.
15 См. Pike, 1967.
16 См. Berry, 1969, с. 124.
17 См. Триандис, Мальпасс и Дквидсон, 1972, с. 6.
Таблица 11.1. Эмик — И Этик-Подходы
Эмик-Подход
Изучает поведение системы изнутри
Исследует только одну культуру
Структура обнаруживается аналитиком
Критерии связаны с внутренними характеристиками
Этик-Подход
Система изучается с позиции вне системы
Исследует много культур, сравнивая их
Структура конструируется аналитиком
Критерии считаются абсолютными или универсальными
(По Berry, 1969)
«производных» этик, которые являются кросс-культурно валидными.
В литературе появились более обширные перечни отличительных особенностей эмик — и этик-подходов18, которые детализируют противоположности, перечисленные в таблице 11.1. С другой стороны критиковались также различия между терминами «эмик» и «этик», например, Джаходой (1977, 1983). Он обращал внимание, что в культурной антропологии, где они берут начало, термины «эмик» и «этик» используются на уровне культурных систем; это определенные исследовательские ориентации.
В кросс-культурной психологии интерес, главным образом, сосредоточивается на измерении переменных и анализе взаимосвязей между ними. Может привести в замешательство название исследовательских подходов, так же, как и типы переменных, которые они используют.
Мы обнаружим немного информации в литературе об эмпирических методах, чтобы отделить «эмики» от «этик». Бер-ри19 предложил итеративный подход. Исследователи обычно начинают со стадии «навязанной» этики. Они тщательно исследуют свои концепции и методы на предмет их культурного соответствия
18 Пелто и Пелто (Pelto & Pelto), 1981; Экстранд и Экс-
транд (Ekstrand & Ekstrand), 1986.
19 См. Berry 1969,1989; См. также Segail, 1999.
На стадии «эмик». Если поиск приводит к сходству, полученный этик-параметр будет идентифицирован с той точки зрения, с которой можно сделать валидные сравнения, по крайней мере, в исследуемых культурах. Расширение исследования может, в конечном счете, привести к такому большому количеству доказательств, что позволит сделать вывод о том, что данный психологический феномен присутствует повсеместно. В то же время, эмик-исследования в условиях определенной культуры окружения позволяют идентифицировать то, что является культурно-специфическим психологическим феноменом20.
При обсуждениях различий «эмик»— «этик» подчеркиваются недостатки и ловушки традиционных психометрических и экспериментальных методов, но исследовательские проекты продолжают руководствоваться принципами экспериментальной парадигмы, которые будут описаны позже в этой главе. Это означает, что ученые обычно различают Независимые И Зависимые Переменные и одобряют использование стандартизированных методов, которые позволяют воспроизвести результаты исследования при проверке гипотез.
В культурных подходах различие «эмик-этик» иногда отвергают как совершенно
20 См. Berry, 1999b.
Неподходящие. Типы проблем, которые пригодны для экспериментального и психометрического анализа, часто выглядят тривиальными для анализа поведения в конкретном контексте. Вместо этого авторы кросс-культурной психологии рекомендуют применять дискриптивный и интерпретативный подходы, которые имеют свои корни в изучаемой культуре (это и есть эмик-подход).