В кросс-культурной психологии существует много теорий, которые выделяют личностные различия, обусловленные ситуацией. В первой части этой главы мы представили явные доказательства этого. Сходство основных измерений черт личности, как бы они ни определялись, обеспечивают общую психологическую основу различий внешних, присущих культуре паттернов поведения людей.
77 См. также Ludwig, 1969; Peters & Price-Williams, 1983.
Общее название для феноменов, которые включают мистический опыт, медитацию, гипноз, транс и одержимость, — Измененные Состояния Сознания (ИСС)69. В протестантской традиции христианства и среди ученых-агностиков ИСС имели сильный привкус аномальности. Сегодня практикование йоги или других импортированных форм медитации стало довольно обыденным явлением, а некоторые формы транса явно усматриваются в техномузыке. Широко распространено использование мягких психоактивных веществ, например, марихуаны. Они использовались с доисторических времен и, за исключением случаев злоупотребления, очевидно, интегрировались в жизнь групп, долгое время хорошо знакомых с их действием.
От других состояний сознания (сна, сновидений и бодрствования) ИСС отличают четыре критерия. Наиболее важный — это интроспекция, самоанализ людей, что ясно дает понять, что они испытали временное состояние, которое, по их восприятию, отличается от обычных состояний сознания. Во время переживания ИСС все когнитивные процессы и эмоции изменяются.
Наблюдения посторонними поведения людей во время ИСС выявляют второй критерий идентификации. Необычные паттерны моторного поведения и выражение лица обычно сразу показывают наблюдателю, что человек находится в необычном состоянии. Объединяя эти два критерия, можно перечислить характеристики ИСС, которые отличают их от «нормального» состояния сознания:
69 Altered States Of Consciousness — ASC; ср. Ward, 1989.
1) изменение мышления,
2) нарушение восприятия времени,
3) потеря самоконтроля,
4) изменение проявления эмоций,
5) изменение положения тела,
6) нарушение восприятия,
7) изменение статуса значимости или важности (повышение значения субъективного опыта),
8) чувство невыразимого,
9) чувство омоложения,
10) гипервнушаемость70.
Третий критерий — индукция (приведение в состояние транса). Обычно классификация ИСС базируется на различных средствах индукции71. Три наиболее важных метода — это использование галлюциногенов, снижение стимуляции окружением, и напротив, сенсорная «бомбардировка» и физическая напряженность. Прием галлюциногенов сегодня наиболее известный метод индукции благодаря популяризации некоторых психоактивных наркотиков. Снижение стимуляции окружением является основной техникой индукции при медитации. Стимульная депривация может быть самопроизвольной в результате отключения от внешних событий М Внутренней сосредоточенности. В других случаях физическая изоляция и одиночество являются важными факторами для достижения ИСС. Сверхстимуляция также может принимать различные формы. Иногда к желаемому результату приводит легкая, но ритмичная стимуляция, а иногда используется «бомбардировка» различными приемами (хлопанье в ладоши, танцы, пение). Физическое напряжение, ведущее к истощению, голоду и жажде, а порой и самоистязание применяются для
Облегчения НастУпления ИСС.
70 См. Ludwig, 1969.
71 См. Dittrich, Von Arx & Staub, 1985.
Четвертым критерием идентификации являются характеристики психофизиологических измерений во время переживания ИСС. Ученые проводили исследования с теми, кто практиковал йогу и дзен-медитацию. Некоторые исследователи отметили обилие высокоамплитудных альфа-волн в ЭЭГ. Были получены и другие важные результаты, но они обычно не согласуются с другими исследованиями. Ананд, Чхина и Сингх72 обнаружили, что у двух йогов альфа-активность никак не блокировалась внешней стимуляцией. Они могли держать свои руки в ледяной воде сорок пять минут и все же показывали устойчивую альфа-активность с высокой амплитудой.
Касамацу и Хираи73 наблюдали появление альфа-активности через пятьдесят секунд после начала дзен-медитации у сорока восьми буддийских монахов и послушников. Это происходило, несмотря на то, что они медитировали с открытыми глазами, хотя обычно обильные альфа-волны могут регистрироваться лишь тогда, когда люди закрывают глаза. Еще одним важным результатом является то, что альфа-блокировка все же имела место в ответ на внешний стимул (в противоположность результатам74) и не происходило никакого привыкания при повторении одного и того же стимула. Такого эффекта привыкания следовало ожидать и его фактически наблюдали в выборке контрольных субъектов. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, являются ли различия между двумя упомянутыми исследованиями функцией различий между двумя формами медитации, или же был вовлечен некий артефакт метода.
ИСС— широко распространенный феномен. В обзоре Бургиньона и Эваску75 некоторые институционализированные формы ИСС были идентифицированы в подавляющем большинстве всех отобранных обществ. Институционализа-ция подразумевает религиозные, медицинские или другие социальные функции и предполагает наличие определенных специфических условий и людей (например, медиков или шаманов).
Важный вопрос, относящийся к ИСС, — наблюдаются ли различия в сфере действия и типах ИСС, обнаруживаемых в обществе, что можно было бы объяснить с точки зрения культурных переменных. Бургиньон (1976, 1979) придает особое значение различиям между трансом, или галлюцинативным трансом, и трансом одержимости. В состоянии транса человек может испытывать галлюцинации. Довольно часто они принимают форму взаимодействия с духами, в результате чего дух или душа человека, находящегося в трансе, может даже покидать тело и улетать. Этот опыт следует запомнить, чтобы передать другим (например, клиентам, которые ищут совета у духов) или использовать его в целях лечения.
Одержимый становится иным существом, а именно духом, который завладел телом, и часто не помнит того, что происходило во время состояния одержимости; другие люди должны при этом присутствовать, чтобы услышать, что сообщили духи. Бургиньон рассматривает транс как переживание, а одержимость как представление, которое требует аудитории. Одержимость обычно вызывается барабанным боем и танцами, а транс постом, сенсорной депривацией и наркотиками.
72 См. Anand, Chhina & Singh, 1961.
73 См. Kasamatsu & Hirai, 1966.
74 См. Anand, 1961.
75 См. Bourguignon & Evascu, 1977.
Бургиньон обнаружил определенные закономерности между типом ИСС, то есть трансом или одержимостью, и культурными переменными. Хотя есть много исключений: транс более типичен для мужчин, а одержимость — для женщин. В обществах охотников и собирателей более распространен транс; в более сложных обществах одержимость является более частой формой ИСС. Существуют также различия между главными культурными регионами. Среди аборигенов Америки широко практиковалось использование психоактивных растений, вводящих в транс. В Африке чаще встречается одержимость. Есть много вариантов объяснения этого. Например, подчиненная позиция женщин среди земледельцев отмечалась как возможная причина большего количества случаев одержимости. Тогда получается, что ИСС служит личным целям, заставляя духов выражать пожелания одержимого. Некоторые авторы76 отмечали случаи, когда шаманы и священники манипулировали социальным контролем и политической властью.
Влияние культурных переменных рассматривал также Уоллес (1959). Имеются весьма примечательные различия между североамериканскими индейцами, которые используют пейот для религиозных ритуалов, и европейскими американцами. Индейцы рассказывали о чувстве благоговения и избавления от физических недугов, а у евроамерикан-цев наркотик очень по-разному влиял на настроение — от депрессии до эйфории. У них переставали действовать социальные ограничения, изменялось поведение, чего не наблюдалось у индейцев. Изменения восприятия были угрожающими у испытуемых американцев евро-
76 См., например, Dobkin de Rios, 1989.
Пеиского происхождения, которые прошли весь спектр переживаний. Индейцы же рассказывали о видениях, которые согласовывались с их религиозными верованиями и оправдывали их ожидания относительно того, что должно было произойти. Очевидно, культурные ожидания и знания являются важными детерминантами субъективных (эмпирических) и объективных (наблюдаемых) аспектов поведения77.
Существовала тенденция утверждать, что различные ИСС, описанные в литературе, являются проявлениями одних и тех же базовых процессов. К такому заключению Питере и Прайс-Уильяме (1983) пришли, исходя из феноменологической точки зрения. По их мнению, поиск значения и понимания является фундаментальным для различных культурных проявлений ИСС. Согласно некоторым авторам, соматическое основание единства ИСС существует в обычном нейрофизиологическом состоянии, что характеризуется парасимпатическим доминированием в ЭЭГ78. Так как существуют большие сомнения в энцефалическом происхождении паттернов волн ЭЭГ, психофизиологические теории могут иметь только предварительный характер.