Вероятно, не существует такой теории развития, в которой роль культуры была бы более очевидной и всеохватывающей, чем теория Выготского93. Он придавал большое значение аспектам поведения, характерным для людей, и их формированию в ходе истории на социетальном уровне и онтогенетически — на индивидуальном уровне. Существует внутреннее воссоздание внешних операций, которое делает бнг//77рг/индивидуальными
93 См. Vygotsky 1978; Wertsch & Tulviste, 1992, Segall, 1999.
Процессы, которые первоначально Меж—Индивидуальны.
«Каждая функция в культурном развитии детей возникает дважды: сначала — на социальном уровне и позже — на индивидуальном; сначала Между Людьми (Интерпсихологически) И затем внутри ребенка (Интрапсихологически)… Все высшие функции происходят из фактических отношений между индивидами».
Эта цитата ясно показывает, что истоки индивидуального функционирования психики социальны. Отдельный человек может лишь приобретать высшие функции психики, которые уже существуют в социокультурном контексте. Следовательно, поведение людей можно определить как «опосредованное с помощью культуры».
Первоначально считали, что культурное посредничество имеет чрезвычайно широкий размах. Например, Лурия94 изучал силлогистическое мышление групп из Узбекистана: одни были неграмотными, другие, проживавшие в колхозах, имели начальное образование. Исходя из того, что они плохо справлялись с тестами, ученый сделал вывод, что необразованные люди неспособны к абстрактному мышлению, тогда как люди, получившие определенное образование, очевидно, приобрели эту способность. Позже95, было продемонстрировано, что различия между грамотными и неграмотными людьми не так уж резки, как думал Лурия. Основное различие состоит в том, решались ли силлогизмы исключительно с использованием информации, содержащейся в предпосылках, заданных исследователем, или же респонденты использовали также свои
94 См. Luria, 1971, 1976.
95 См., например, Cole, 1996.
,96
Предыдущие эмпирические знания3 Частое упоминание узбекскими респондентами того, что они «не знали» ответов на простые силлогизмы, вероятно, указывало на отсутствие у них непосредственного опыта обращения с теми вещами, о которых спрашивал Лурия97.
Хотя Коул (1992а, 1996) критикует более ранних авторов, он поддерживает позицию культурного посредничества. По его мнению, биологический организм и окружающая среда взаимодействуют не непосредственно (как предполагал, в частности, Пиаже), а благодаря третьему опосредующему фактору, а именно культуре. Схематически Коул проводит не только классическое различие между организмом и окружением, но и дальнейшее, столь же фундаментальное, различие между естественным окружением и культурой. Для Коула развитие — это понятие со многими уровнями или временными шкалами: физической, филогенетической, культурно-исторической (в которой появляются и исчезают традиции общества), онтогенетической и, как он ее называет, микрогенетической шкалой. Последняя включает опыт человека «здесь и сейчас». Понимание механизма взаимодействия этих различных уровней существенно для понимания онтогенетического развития. По мнению Коула, этапы онтогенетического развития проявляются не только у отдельных детей, они возникают при комплексном взаимодействии за какое-то время. Примером этого является эмпирическое исследование, в ходе которого Коул изучал, как дети овладевают когнитивными навыками при работе с компьютером, имея при этом все возможности для письменного и устного общения.