Агрессия
Атрибуция
Гендер
Гендерные Стереотипы
Идеология Гендерной Роли
Помимо этого паттерна изменения, который основан на существенном общем сходстве, мы обнаружили, что изучение некоторых типов социального поведения проводилось в ограниченном количестве культур. Самое крупное эмпирическое обоснование относится к сравнению нескольких восточно-азиатских и одного западного общества и их противоположности. По определению сильный, в чем-то это и слабый момент. Поскольку теперь мы имеем обширные знания о социальном поведении еще в нескольких культурах, существует риск несправедливого признания их валидными для всех культур (так же, как раньше в психологии предполагалось, что результаты исследований на Западе применимы ко всем культурным группам). Поэтому назрела необходимость исследовать различные типы социального поведения в более репрезентативных выборках культур.
Большинство исследований типов социального поведения все еще используют концепции, имеющие корни в западном осмыслении человеческого поведения. Нужны более индигенные подходы к этим и другим типам поведения для того, чтобы утверждать, что эта область в целом хорошо понята.
Индивидуализм И Коллективизм (И—И)
Конформизм
Стесненный-Свободный
Ценности
Социальное поведение часто считают наиболее вероятной областью, в которой можно обнаружить существенное влияние факторов культуры на характеристики человека. Однако, как показала эта глава, существуют доказательства широ-Кого РаспрострАнения кросс-культурно-82 См. Whiting Kluckhohn & Anthony, 1958.
4*
Го сходства, а также различий рассмотренных типов социального поведения.
Хотя конформизм и идеология роли ген-дера, главным образом, являются паттернами, которые построены согласно культурным факторам, другие аспекты социального поведения (гендерные стереотипы и выбор партнеров) таковыми не являются. Как социальные, так и биологические факторы имеют общечеловеческие черты и вносят свой вклад в кросс-культурное сходство. Они, наряду с некоторыми психологическими процессами (типа восприятия и классификации социальных стимулов), явно ослабляют возможность культурного изменения социального поведения. Нельзя не согласиться с Эберли (1950), что кросс-культурная координация социальных отношений возможна только тогда, когда присутствуют такие разделяемые всеми характеристики. Тем не менее, культурные факторы все же вызывают изменения этих общих основных процессов, подтверждая предположение, что социальное поведение существует там, где культурные изменения наиболее широко распространены.