Культурные универсалии

Одна из наиболее тонких особенностей кросс-культурной психологии состоит в поиске баланса между стремлением понять местные феномены при одновременной попытке развивать общечеловеческие обобщения (ср. вторую и третью цели изучения, которые были предложены в гл. 1). Позиция культурного релятивизма поможет нам в первом стремлении, тогда как признание существования Культурных Универсалий Обеспечивает основание для второго. Аналогично утверждению Эберли21 о том, что существуют определенные функциональные предпосылки для конкретного общества (см. дополнение 3.1.), имеется точка зрения, что существуют определенные общие черты для всех культур: основные качественные характеристики культуры, которые включают те феномены, которые можно найти в любой и каждой культуре. В свою очередь, деятельность, в которую вовлекаются все народы (даже если она реализуется весьма различными способами), является основанием для 21 См. Aberle et al., 1950.

Утверждений о единообразии психологического функционирования. Другими словами, культурные универсалии отражают психологические универсалии.

Эти культурные универсалии порождаются теоретически или устанавливаются эмпирически22. Например, Малиновский (1944) постулировал набор универсальных аспектов культуры, который основывается на главных (универсальных) биологических потребностях. В ответ на биологическую потребность в продолжении рода появляется культурный отклик в виде системы родства; в связи с потребностью сохранения здоровья вырабатываются правила гигиены и т. д. Однако Лоннер определил их как «фальшивые универсалии», а Гиртц (1955, с. 103) описал как «неопределенные тавтологии и вялые банальности». Утверждение о том, что семьи и практики социализации существуют во всех обществах, не продвигает нас слишком далеко, но заставляет проявлять бдительность относительно фундаментальной роли подобных институтов при генетической и культурной трансмиссии.

Более конкретными и полезными для психологических исследований являются перечни, которые составляются на основе широкого диапазона исследований по многим культурам. Такие перечни дают больше, чем просто «удобный контрольный список»; они предоставляют всесторонний набор описательных категорий, которые могут формировать базис для сравнительного исследования. Одним из вариантов для использования в качестве инструмента сравнения является набор категорий, который разработал Мердок (1949) и применялся в HRAF (см. дополнение 9.1.).

22 См. Lonner, 1980.

9 Кросс-культурная психология

Updated: 14.10.2013 — 06:58