Первым крупным исследованием аккультурации было исследование Герсковица (1938); за ним вскоре последовали другие11. Вместе с Редфилдом они дали определение данному понятию:
Аккультурация охватывает те явления, которые происходят, когда группы индивидуумов с различными культурами вступают в длительный непосредственный контакт с последующими изменениями культурных паттернов одной или обеих групп… Согласно этому определению, аккультурация должна отличаться от культурного изменения, которое является всего лишь одним его аспектом, и от ассимиляции, которая иногда является стадией аккультурации12.
Другое определение звучит следующим образом:
Культурное изменение — это то, что начинается соединением двух или бо-
9 См. Berry, 1980c; Segall, 1999, гл. 11.
10 См. Berry, 1990a.
11 См., например, Linton, 1940.
12 См. Redfield, Linton & Herskovitz, 1936, с. 149-152.
Лее автономных культурных систем. Аккультурационное изменение может быть следствием непосредственной культурной трансмиссии; оно может происходить попричинам, несвязанным с культурой, таким, как модификация экологических или демографических факторов, которые вызываются культурой, с которой сталкиваются; оно может быть отсрочено из-за внутреннего урегулирования после принятия чужих характерных черт, паттернов или же оно может быть реактивной адаптацией традиционных образов жизни. (Совет по исследованиям в области социальных наук, 1954, с. 974)
В первом определении аккультурация рассматривается как «один аспект» более широкого понятия культурного изменения (что следует из межкультурного контакта), который производит трансформации в «одной или обеих группах», и отличается от ассимиляции (которая может быть «иногда стадией»). Во втором — добавляются несколько особенностей, включая косвенное изменение (не культурное, а «экологическое»), отсроченное «внутреннее урегулирование», предположительно, как культурного, так и психологического характера, которое действует постепенно. Оно может быть «реактивным», т. е. отклоняет культурное влияние и изменяется в сторону «более традиционного» образа жизни, чем неизбежно уходит от большего сходства с доминирующей культурой.