Некоторые примеры ИСС

Автономная Личность и Взаимодействующая Личность «большая Пятерка» Измерений измененные Состояния Сознания (ИСС) Индигенные Концепции Личности

Локус Контроля

Нейротизм

Темперамент

Черты Личности

Эквивалентность

Экстраверсия

См., например, Mandell, 1980; Winkelman, 1986.

Следующий пример одержимости был взят из наблюдений, проведенных Фигге (Figge, 1973, с. 29-30) среди умбанда (Umbanda), религиозной группы в Бразилии. После начальной подготовки — пения и молитв — медиумы начали танцевать под аккомпанемент барабанов и хлопать в ладоши. Духов призывают «вселиться в тело». Некоторое время спустя, как правило, лидер культа, первый начинает извиваться верхней половиной тела (торсом),

Пение становится более громким, зрители выкрикивают приветствия. Когда движения заканчиваются, для всех верующих, перед ними вместо человека стоит «воплощенный дух». Он смотрит вокруг налитыми кровью глазами, приветствует священные места вокруг и предводителей группы криками и жестами.

Ему передают украшения, которые принадлежат духу, и он подкрепляет свое присутствие, рисуя свой знак на полу. Обычно другие медиумы следом за ним также впадают в транс. «Они стоят вокруг и бормочут или ходят подрагивающей походкой туда и сюда маленькими шажками, как звери в клетке». Помощники и медиумы, которые не являются одержимыми, получают благословения и указания. Они также могут оказать поддержку, когда дух покидает тело и человек может упасть. «Во время сеанса, который может длиться до 6 часов, во многих медиумов вселяется несколько их духов, а некоторые так и остаются неодержимыми». Обычно присутствуют зрители, желающие приблизиться к духам, получить магическое лечение, лекарственные травы, и т. д.

Во время сеанса духи исчезают, когда им заблагорассудится, или же их просят уйти соответствующими песнями. После промежуточного состояния, похожего на то, что было в начале «сеанса», медиумы приходят в себя. Обычно, через несколько минут они достаточно оправляются для того, чтобы занять свои места среди других медиумов, не привлекая больше внимания. Как правило, «главный дух» события уходит последним. Сеанс заканчивается молитвами.

Мы можем привести пример транса из наших собственных наблюдений в 1966 в группе бушменов области Ганзи (Ghanzi) в Ботсване. Транс достаточно обычен среди бушменов (Lee & DeVore, 1976). Основным средством приведения в состояние транса являются напряженные продолжительные танцы. Женщины и дети сидят вокруг маленького костра, поют и хлопают в ладоши. Мужчины двигаются вокруг этого круга ритмичными резкими движениями. Транс наступает постепенно; танец человека становится неправильным, и он может покинуть круг танцующих мужчин. Сеанс, который обычно проводят в полнолуние и к которому готовятся заранее, имеет медицинские цели. Человек в трансе, который обильно потеет и производит впечатление нескоординированного, поглаживает и растирает больную часть тела пациента, иногда отходит, ворчит и отряхивает руки (возможно, для того, чтобы выбросить болезненное начало). Из-за слабой координации, тот, кто находится в трансе, может даже упасть в огонь. Все рефлексы отдергивания отсутствуют, и если другие люди не помогут ему сразу же, этот человек может получить серьезные ожоги. На следующий день он чувствует себя уставшим и измотанным.

Во второй части главы мы представили исследования авторов, которые считают, что имеются существенные различия в структуре личности в разных культурах, даже то, что в западной психологии называется личностью, по сути, является культурной характеристикой. Также мы представили несколько концепций личности, которые происходят из не-запад-

Ных традиций, и их характерные особенности.

Заключительная часть посвящена ИСС, которые связываются с плохим психическим здоровьем в промышленных странах, но часто институционализированы в религиозных и социальных практиках в преимущественно традиционных обществах.

Updated: 23.07.2013 — 19:10