ОБЩАЯ СТРУКТУРА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Абсолютизм

Кросс-Культурная Психология индигенные Психологии Инкультурация релятивизм

Методов? Мы разделяем критическую точку зрения на межгрупповые сравнения психологических данных: кросс-культурная психология, критически рассматривающая другие области наук о поведении, но не свои собственные недостатки, поставила бы под сомнение саму возможность своего существования.

Социализация универсализм уровни Анализа экокультурная Структура этноцентризм

Мы показали, что по своему содержанию и подходу кросс-культурная психология опирается на различные установившиеся научные традиции: биологию, которая дает информацию о структуре и функционировании человеческого организма, общую психологию, изучающую на индивидуальном уровне человеческое поведение в лабораторных и полевых условиях; на уровне популяций на социальные науки, к которым принадлежит, в частности, культурная антропология, использующая более естественные методы наблюдений. Сама по себе, кросс-культурная психология — область «междисциплинарная». Она занимает не изучаемое другими дисциплинами пространство, представляющее особый интерес.

Эту потребность понимания влияния популяционного уровня на психологическое функционирование (на индивидуальном уровне) лучше всего удовлетворяет неэтноцентрическая точка зрения при сохранении ориентации на долговременную возможность создания универсальных психологических законов.

Наш теоретический подход включает два важных положения. Во-первых, мы должны серьезно Учитывать Культурный Контекст, Чтобы понимать психологические явления на индивидуальном уровне, Сравнивая При Этом Разные Культуры. Оба аспекта необходимы, так как ни один из них не является достаточным сам по себе: совместно «культурный» и «компаративистский» (сравнительный) подходы и представляют кросс-культурную психологию. Во-вторых, поведение и культура взаимосвязаны: индивиды создают культуру, а культура влияет на индивидуальное поведение. Однако, по нашему мнению, это отдельные уровни деятельности и анализа, поэтому необходимо различать уровни осмысления и измерения. Ни один из них не может сводиться к другому или подчиняться ему.

Наконец, мы пришли к выводу, что нам необходимы два методологических положения. Одно состоит в том, что в континууме от чистой феноменологии до неограниченного позитивизма мы занимаем промежуточное положение (хотя одни из нас более, а другие менее позитивистски настроены). Для нас основанием науки являются эмпирические исследования, которые предназначены для того, чтобы на фактическом материале выявлялись ложные предположения и ожидания исследователей. Другими словами, теоретические понятия должны быть открыты для эмпирической проверки. Второе методологичес-

Кое положение этой книги — неизбежная неоднозначность, которая сопутствует интерпретации любых наблюдаемых различий в поведении для разнообразных культурных групп: действительно ли существуют обнаруженные психологические различия, или эти различия являются просто артефактом использованных

Полезно с самого начала иметь некую концептуальную модель, в которой различные детали были бы осмысленно расположены и понятны для читателя. Конечно, никакая отдельная структура не сможет отразить изменение или сложность кросс-культурной психологии — после получения и осмысления большего объема информации эта модель просто перестанет нас удовлетворять. Тем не менее, преимущества, возможно, перевесят недостатки, поэтому на рис. 1.1. представлена общая схема, которую мы называем Экокультурной Структурой. Скорее, это концептуальная схема, а не теоретическая модель, с помощью которой можно получить специальные, поддающиеся проверке гипотезы. Она является основным руководством по классам переменных и по оценке их пригодности для объяснения сходств и различий в поведении и опыте, которые обнаружены для различных культур.

Эта схема была составлена преимущественно на основе работ Малиновского и Риверса28, в которых рассматривались взаимосвязи поведенческих, культурных и экологических феноменов. По Малиновскому, чьи представления известны как функционализм, особенности культуры понимаются «согласно тому способу, как они связаны друг с другом в пределах системы, и способу, с помощью которого система связана с физическим окружением». Здесь рассматриваются связи между экологией и культурой. Для 28 См. Malinowski, 1924; Rivers, 1924.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Популяционный Уровень Индивидуальный Уровень

1.1. Экокультурная Структура Отношений Между Классами Переменных, Используемых В Кросс-Культурной Психологии

Риверса «конечная цель всех изысканий человечества… состоит в том, чтобы получить объяснение с точки зрения психологии… согласно которому поведение человека, как индивидуальное, так и коллективное, определяется… социальной структурой, членом которой является каждый человек…» (с.1). В данном случае представлены связи между поведением человека и социокультурным контекстом. Вместе с тем, последовательность экология-культура-поведение стала частью обоснования сходства и различия психологических феноменов во всем мире. Эта схема разработана учеными, которые проводили исследования в области «культуры и личности»29, и теми, кто придерживался «экокуль-турного» подхода в кросс-культурной

29 См., например, Cardiner & Linton, 1945; Witing, 1974; См. гл. 9.

Психологии30. Предложенная структура является данью существующей длительное время традиции осмысления разнообразия людей. Она представлена и в первом издании этой книги31 и в работе Сигалла(1999).

Различие между анализом на уровне популяции и на уровне индивида отражено на рис. 1.1., где уровень популяции показан в левой части схемы, а уровень индивида — в правой. Общий ход рассмотрения структуры осуществляется слева направо, переменные уровня популяции (левая часть) понимаются как

30 См., например, Berry, 1966, 1976а; Troadec, 2000.

31 Переменные биологической и культурной адапта
ции сейчас находятся между двумя контекстуальными
переменными, а не на правой стороне (как в первом
издании книги). Это изменение лучше передает нашу
точку зрения о том, что биологическая и культурная
адаптация скорее происходит совместно с экологи
ческими и культурными изменениями (или даже иног
да предшествуют им), а не является их следствием.

Факторы, которые влияют на индивидуальные результаты (правая часть). Указанное общее направление отвечает, соответственно, интересам кросс-культурной психологии. Нашей целью было объяснить индивидуальное и групповое сходство и различие психологических характеристик как функции факторов уровня популяции. Очевидно, однако, что полная модель, которая реализует попытку окончательного определения взаимоотношений в реальном мире, должна содержать многочисленные стрелки обратной связи, представляющие влияние отдельных людей на другие переменные в структуре.

Понятие обратной связи необходимо, чтобы исключить рассмотрение в такой структуре развивающихся и действующих индивидов как простых винтиков. Согласно многим философским и психологическим теориям, люди являются активными участниками взаимоотношений с физическим и культурным окружением. Существует интерактивная или диалектическая взаимосвязь32, которая способна как выделять, так и изменять саму природу этих контекстов, поэтому следует учитывать эту возможность при создании любой общей концепции. Однако для упрощения структуры на рис. 1.1. изображены лишь две обратные связи взаимоотношений (индивиды влияют на экологические и социально-политические контексты), которые указывают на наличие в схеме обратных связей в более широком смысле, даже если не все они показаны.

В крайней левой части расположены три основные группы влияния, в том числе, две фоновые переменные экологического и социально-политического контекстов. Биологическая и культурная адаптации осуществляются популяциями по отношению к этим двум контекстам. 32 См. Bosch, 1991; Eckensberger, 1996; гл. 12.

В правой части приведены психологические характеристики, которые обычно являются точкой сосредоточения психологического исследования (включая как наблюдаемое поведение, так и подразумеваемые особенности, такие, как мотивы, способности, характерные черты и установки). Группа переменных посередине (процессуальные переменные) представляет собой различные виды трансмиссии или влияния на индивидов переменных популяционного уровня (включая контекстуальные, биологические и культурные факторы адаптации).

Если рассматривать более подробно, то экологический контекст— это окружающая обстановка, где взаимодействуют люди и физическая окружающая среда, которую следует понимать как комплекс взаимоотношений, обеспечивающих сферу жизненных возможностей для популяции. Эти возможности включают как благоприятно влияющие факторы или возможности, так и ограничения или стеснения для культурного и психологического развития (см. гл. 12). Такая интерактивная точка зрения является сутью экологического подхода к пониманию культуры (см. гл. 9) и позволяет избежать ловушек более ранних подходов, таких, например, как «детерминизм окружающей среды»33. Это взаимодействие показано двунаправленной стрелкой между блоками экологии и адаптации34.

33 См. Feldman, 1975; Moran, 1990.

34 Как в антропологической, так и в психологической
теории эти воздействия могут происходить в двух на
правлениях. Во-первых, популяции и их отдельные
представители могут каким-либо образом менять кон
текст с целью приспособить к себе окружающую среду.
Эта стратегия «человек выше природы» была названа
в психологи первичным контролем (Weisz, Rothbaum &
Blackburn, 1984) или эффективностью (Bandura, 1998)
и является одной из культурно-ценностных ориента
ции, изучаемых в антропологии (см. гл. 3). Другим на
правлением взаимодействия популяции и ее членов с
окружением является стремление «жить в согласии с
природой», готовность менять свои обычаи и ежеднев
ное поведение, чтобы противодействовать изменени
ям экосистемы. Стрелки в двух направлениях — это
попытка представить такую двойную стратегию.

Одной из центральных особенностей экологического контекста является экономическая деятельность, в которой неиндустриальные культурные группы исследуются в зависимости от степени их опоры на пять видов экономической деятельности: охоту, собирательство, рыбную ловлю, скотоводство и земледелие. Образу жизни в городских индустриальных обществах свойственны другие параметры экономической деятельности, в частности, социально-экономический статус во многих социумах связан с культурными или этническими характеристиками группы. Однако каждая форма экономической деятельности подразумевает различные виды отношений между локальной человеческой популяцией, животными и физическими ресурсами ее среды обитания. Эти взаимоотношения, в свою очередь, подразумевают различные культурные, биологические и психологические результаты, что будет показано в следующих главах.

Что касается адаптации на уровне популяции, мы придерживаемся позиции, что индивидуальное поведение может быть осмыслено в различных культурах только при учете как культурных, так и биологических особенностей нашего вида. Подобное объединение интересов представляется не только сбалансированной, но и единственно приемлемой точкой зрения в данной области. Исключение культуры или биологии как факторов при объяснении изменчивости человека не имеет смысла35. Позже, в главах 9 и 10, будет доказано, что эти два главных источника влияния также адаптируются к условиям жизни людей.

Кроме того, на схеме показаны различные пути, по которым характерные

35 См. Freeman, 1983; Boyd & Richerson, 1985; Mas-simini & Delle Fave, 2000.

Черты популяции (слева) включаются в индивидуальный поведенческий репертуар (справа). Эти процессуальные переменные объединяют как генетическую, так и культурную трансмиссию; первая обсуждается в гл. 10, а вторая тщательно рассмотрена в гл. 2 с использованием центральных концепций Инкультурации И Социализации.

Однако объяснения с точки зрения экологических взаимосвязей недостаточны. Мы разделяем точку зрения, что на культуру и поведение индивида оказывают влияние культурные контакты в социально-политическом контексте группы. Они осуществляются наряду с контактами между популяциями, которые являются результатом таких исторических и современных событий, как колониальная экспансия, международная торговля, вторжения и миграция. Эти контакты приводят к другой процессуальной переменной аккультурации, включающей взаимное влияние контактирующих групп (этот процесс будет рассмотрен в гл. 13).

Важно отметить, что не все отношения между двумя основными фундаментальными переменными и психологическими последствиями опосредованы с помощью культурной и биологической адаптации или трансмиссии. Некоторые типы влияния являются непосредственными и весьма быстрыми, например, изучение окружающей среды в отдельном экологическом окружении (приводит к новому образу действий); дефицит продуктов питания во время голода (влечет за собой снижение работоспособности); или новый опыт связи с другой культурой (создает новые установки или ценности). Эти непосредственные виды влияния обозначены верхней и нижней стрелками на схеме, которые минуют две формы адаптации популяций так же,

Как и процессы генетической и культурной трансмиссии. Многие из этих непосредственных типов влияний были предметом исследований в области экологической психологии. Мы также полагаем, что люди могут осознавать, защищать, оценивать и изменять все эти влияния (как прямые, так и косвенные). В результате этого проявляются индивидуальные психологические различия в широком диапазоне, обратные (взаимные) влияния на фоновые контексты и различные процессуальные переменные.

По нашему мнению, распределение психологических особенностей внутри групп и между ними можно лучше всего понять с помощью такой структуры, как данная схема. Когда будут идентифицированы и учтены экологические, биологические, культурные и аккультурационные факторы, мы сможем объяснить, чем и почему люди отличаются друг от друга, и почему они в то же самое время одинаковы.

Updated: 29.04.2013 — 08:21