Модель, которая была предложена Джоном Уитингом*, является наиболее современной из ряда разработанных им моделей, предназначенных для ориентации исследований личности и ее отношения к культуре. Основное предположение, извлеченное из работ Фрейда, заключалось в том, что опыт социализации ребенка предопределяет то, какой будет взрослая личность. К этой основе Кардинер добавлял предшествующие первичные институты и последующие вторичные институты […]
Рубрика: Кросс-культурная психология
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В гл. 1 мы отмечали, что еще одна дисциплина заполняет промежуточное пространство между психологией и антропологией: Психологическая АнтропоЛогия (ранее известная, как «культура и личность»). Как указывали Джахода и Круер39, заполнение пространства между двумя родительскими дисциплинами было заботой многих ученых в области общественных наук уже более полувека назад. Именно антрополог Боас (Boas) психологически сориентировал американскую антропологию40. […]
Этнографические архивы
Чаще всего в кросс-культурной психологии используется Этнографический Архив — обширный набор материалов, известный как Ареальная Картотека Человеческих Отношений (HRAF). Если бы кто-то захотел выделить группу культур для сравнительного проекта с определенными критериями, это оказалось бы длительным и трудным заданием. Для этого пришлось бы одолеть сотни этнографических отчетов, чтобы найти определенные, подходящие для этой цели группы. […]
Этнографическое исследование в естественных (полевых) условиях
Для кросс-культурных психологов крайне важна способность быстро осваивать навыки этнографического исследования в естественных (полевых) условиях. Издавна в антропологии обсуждались такие проблемы, например, как заходить в «поле», или как выполнять этнографическое исследование. Много было написано, чтобы помочь «полевому работнику» (например, классические «Заметки И Опросники» Королевского Антропологического Института, 1951). Другие проблемы, такие, как интервьюирование и тестирование, присущи […]
ЭТНОГРАФИЯ
Антропологи имеют большой опыт работы фактически во всех культурах мира. Наследие этой традиции содержится в тысячах опубликованных томов «об исследованиях в естественных (полевых) условиях» в определенных культурах. Эти этнографические доклады являются богатым источником информации для кросс-культурной психологии. Два вида научной деятельности основываются на этом этнографическом фундаменте: этнология и использование архивов. В области этнологии исследователи пытаются […]
Культурные универсалии
Одна из наиболее тонких особенностей кросс-культурной психологии состоит в поиске баланса между стремлением понять местные феномены при одновременной попытке развивать общечеловеческие обобщения (ср. вторую и третью цели изучения, которые были предложены в гл. 1). Позиция культурного релятивизма поможет нам в первом стремлении, тогда как признание существования Культурных Универсалий Обеспечивает основание для второго. Аналогично утверждению Эберли21 […]
Культурный релятивизм
Противоположной «социал-дарвинизму» является позиция Культурного Релятивизма, Впервые представленная Боасом19 и развитая Герсковицем (1948). Как заметил во введении в кросс-культурную психологию Сигалл (1966, с. 17): Этнограф стремится описать поведение изучаемых людей, не оценивая того, что будет этноцентрически диктовать его собственная культура. Он пытается рассматривать культуру с точки зрения ее собственной системы оценок. Он старается не забыть […]
Развитие культуры
Параметр культурного изменения, который лежит в основе классификации «цивилизованный» —«примитивный», является, по сути, параметром РазвиТия Культуры. Исторически культурные группы возникали в определенной последовательности: от маленьких групп охотников и собирателей, через общества, которые основывались на растениеводстве и одомашнивании животных (земледельческие и кочевые народы), до индустриальных и теперь уже постиндустриальных обществ (см., например, Ломаке и Берковиц, 1972). […]
КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
Хотя термин культура впервые появился в английском словаре в 1920-х годах (Kroeber, 1949), в антропологической работе его впервые использовал Тайлор (Tylor, 1871). Он определял культуру как «все то сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие способ- Ности и привычки, которые приобретает человек как член общества». Позже были предложены два […]
Связь поведения и культуры: стратегия исследований
В предыдущих главах мы так часто использовали термин «культура», как будто он не требовал подробного обсуждения. Однако в гл. 1 все же указывали, что будем использовать этот термин по отношению к «образу жизни, общему для группы людей». В этой главе мы впервые более подробно рассмотрим разные концепции культуры. Затем обратимся к некоторым аспектам этнографии, включая […]