Паттерны привязанности

Важной темой в психологии развития

Является Привязанность Ребенка к ма-

Тери31. Из ЭтолОгии (см. гл. 10) Боулби

3′ См., например, Ainsworth, 1967; Bowlby, 1969; Ker-moian & Leiderman, (1986).

Почерпнул положение о том, что такое поведение младенцев, как плач и улыбки, будут вызывать реакцию заботы о них со стороны взрослых. В результате подобного взаимодействия, особенно с матерью, развивается привязанность. Это обеспечивает ребенка безопасностью, с которой он может исследовать мир. Важность безопасности была четко продемонстрирована в экспериментах с макаками-резус, которые воспитывались в изоляции32. В их клетках находились два устройства: одно из них было сделано из проволоки и имело соску, с помощью которой маленькая обезьянка могла пить, второе было обшито мягкой тканью. Было обнаружено, что в условиях, когда какой-либо незнакомый и, вероятно, угрожающий предмет помещали в клетку, обезьянка чаще прижималась к «матерчатой матери», чем к «проволочной». Как представляется, вовсе не еда, а тепло и безопасность определяют поведение типа привязанности. Теоретики в данной области склонны предполагать, что стремление к безопасности создает основу для здорового эмоционального и социального развития.

Хотя теория привязанности первоначально в значительной степени основывалась на наблюдениях в естественных условиях, наиболее частым методом является оценивание с помощью стандартной методики, которая называется «незнакомая ситуация»33. Она заключается в создании последовательных ситуаций в лабораторной комнате, где ребенок сначала находится с матерью. Спустя некоторое время заходит незнакомец. Затем выходит мать, потом выходит незнакомец, а затем мать возвращается. Во время каждого из этих эпизодов наблюдают реакцию

32 См. Harlow & Harlow, 1962.

33 См. Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978.

Ребенка. Годовалые дети, которые подходят к матери, когда та возвращается, и принимают утешение, если они были расстроены, считаются прочно привязанными к ней. Если дети избегают матери или проявляют признаки гнева, то их считают привязанными непрочно (с последующим их разделением на две или даже три субкатегории.

Использование же кросс-культурной Эквивалентности (см. гл. 11) незнакомых ситуаций в качестве методики оценки таких ситуаций сомнительно. Например, во многих обществах малыши постоянно находятся в компании посторонних. Как правило, мать является тем человеком, который первоначально заботится о малыше во всех жизненных ситуациях, но даже здесь практики различаются. Например, среди пигмеев Ака Отец проводит достаточно много времени с ребенком, которому всего несколько месяцев34. Ранее мы упоминали о длительном периоде телесного контакта матери с ребенком, который находится в вертикальном положении днем, что характерно для многих кочевых охотничьих обществ, но также встречается и среди земледельцев. По мере взросления ребенка, увеличиваются кросс-культурные различия того социального взаимодействия, в котором участвует ребенок. В некоторых поселениях дети становятся частью расширенной семьи или сельской общины, где многие взрослые и другие дети играют роль опекунов. В других обществах роль матери как изначального опекуна остается более главенствующей и исключительной. В урбанизированных западных поселениях в последнее время развивается новый паттерн: воспитание детей от нескольких месяцев и старше в дневных детских садах. Следует ли ожи-

34 См. Hewlett, 1992.

Дать, что реакции на незнакомые ситуации могут интерпретироваться для этих годовалых детей одинаково, хотя их опыт столь различен?

Каковы же последствия этих различий в культурных практиках? Теория привязанности, разработанная Боулби и Эйнс-вортом, подчеркивает важность одного первоначального опекуна, которым во всех обществах обычно является мать. Для развития паттернов стремления к безопасности она должна быть доступна для ребенка именно тогда, когда он в ней нуждается. Если ребенок сталкивается с множеством других взрослых опекунов, особенно с относительно незнакомыми, это может повредить формированию потребности в безопасности. Излишне говорить о том, что это может серьезно повлиять на выбор оптимальных способов ухода за детьми, которые способствуют их развитию, особенно в дневных детских садах. Однако на этот вопрос непросто ответить, ведь не только социальное окружение само по себе, но также и цели социализации, могут отличаться в разных культурах. Так, было доказано, что следует различать две ориентации: в западных обществах социализация может быть более ориентирована на саморегуляцию и автономность, тогда как во многих других странах происходит ориентация преимущественно на различные типы социальной взаимозависимости35.

Келлер и Экенсбергер36 постулируют преемственность между этими ориентирами раннего воспитания и последующими различиями в природе самооценки (см. гл. 4). Убедительная демонстрация валидности этой точки зрения требует проведения продолжительного исследования от младенчества до взрослого

35 См., например, Bornstein, 1994.

36 См. Keller & Eckensberger, 1998.

Периода жизни в обществах с сильно различающимися практиками. Более слабые доказательства получают при изучении преемственности типов привязанности в короткие промежутки времени или путем опроса взрослых относительно опыта их ранних привязанностей. В небольшом исследовании, которое провели в западной Кении, частота, с которой матери брали детей на руки в младенчестве, положительно коррелирует с параметром эффективности в возрасте двенадцати лет, но не со степенью когнитивной активности37. Эти результаты подтверждают следствия, специфические для определенной культурной области — домена — (эффективность), скорее чем следствия общего развития (включая познание) раннего возраста. Корнадт и Тибачэнэ38 обнэружили в восьми культурных группэх из Восточной Азии и Зэпэдной Европы высокую степень корреляции между проявлениями эгрессивности у мэленьких детей и переменными воспитания, что указывает на потребность в безопасности. На протяжении девяти лет исследовэния (до того времени, когдэ детям исполнилось по четырнадцать лет) регистрировалась взаимосвязь раннего воспитания ре-бенкэ и более позднего проявления агрессии, которая измерялась с помощью проективного тестз. Процедурз опроса взрослых об их собственном прошлом это — интервью о взрослой привязанности39. О связи между результатами интервью и способом ухода взрослых за детьми сообщается в метаанализе, который основывается на ряде исследований40, однако интерпретация этих результатов спорна41. Дальнейшее рас-

37 См. Munroe; Munroe, Westling & Rosenberg, 1997. за См. Kornadt & Tibachana, 1999.

39 См. Main, Kaplan & Cassidy, 1985.

40 См. Van Ijzendoorn, 1995.

41 См. Fox, 1995.

Ширение паттернов привязанности во взрослой жизни, как считается, отражается в заботе о престарелых родителях, которые нуждаются в помощи42.

Предполагаемое продолжительное влияние опыта раннего возраста широко обсуждалось, по крайней мере, со времени утверждения Фрейдом положения о важности первых шести лет жизни. Культурно-сравнительное исследование не может разрешить этот спор, потому что экокультурные и социально-политические контексты продолжают оказывать влияние на протяжении всей жизни индивида. Поэтому трудно провести различие между влияниями, которым подвергаются в раннем детстве, и направляющими влияниями условий настоящего времени. Одной из опасностей зачастую спекулятивных заключений о долгосрочном влиянии весьма тонких социокультурных переменных является то, что мы можем просмотреть различия фактических экологических условий. Чтобы показать это, рассмотрим пример из исследования Уитинга (1981) о способах ношения младенцев в зависимости от среднегодовых температур. Исследователь собрал эмпирический материал во многих странах. Он разбил практику ношения детей на три группы: с использованием колыбели, на руках и на плечах или на спине. Если на карте мира провести изотерму 10°С (наиболее холодный месяц) и разместить данные о трех способах ношения на той же карте, можно обнаружить их поразительную корреляцию с температурой. В выборку вошли 250 обществ. Ношение в колыбели преобладало в тех из них, где среднегодовая температура была ниже 10°С, тогда как на руках и на спине носили в более «теплых» обществах. Основным исклю-

42 См., например, Но, 1996; Магсоеп, 1995.

Чением были Инуиты, Которые носят своих младенцев в капюшоне куртки на меху. Можно рассуждать о функциональном происхождении такой зависимости между климатом и практикой воспитания ребенка. Но в данном случае может сработать очень приземленное соображение: моча на одежде нежелательна в холодном климате, в то время как она быстро испаряется в жару. Можно также предположить наличие долгосрочного влияния подобных практик на маленьких детей. Далее в главе 9 мы обсудим некоторые из этих возможностей в разделе о психологической антропологии.

Updated: 10.05.2013 — 07:19